Танцевально-двигательная терапия является одним из направлений современной психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70 годах XX столетия, в - начале в США, а затем - в 60-80 годах в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90 годах танцевально-двигательная терапия получила свое развитие в других странах Европы, в Азии и Австралии, а также в России.
Танцевально-двигательная терапия - это метод, который использует в качестве инструмента выразительное движение и танец, посредством чего человек вовлекается в процесс личностного роста. Основной принцип танцевально-двигательной терапии - это взаимоотношение между движением и эмоцией. Посредством движения и танца внутренний мир человека становится осязаемым. В совместном танце люди делятся своими глубинными жизненными установками и устремлениями, а взаимоотношения, будучи выраженными в движении, становятся видимыми. В настоящее время мастерство танце-терапевта складывается из понимания психологии развития, учета динамики сознательного и бессознательного в психике человека, знания анатомии и функционирования тела, владения танцевальной импровизацией и композицией, умения отслеживать и простраивать связи между телом и психикой, владения навыками как вербального, так и невербального взаимодействия. Мастерство танце-терапевта можно определить как метанавык, который интегрирует знания и умения вышеперечисленных областей и использует тело и выразительное движение как инструмент психотерапевтического воздействия. Все это делает танцевально-двигательную терапию областью, которая требует глубоких и разносторонних знаний, личной зрелости и способности к самовыражению в творчестве и движении. Танцевально-двигательная терапия не только предъявляет серьезные требования к специалисту, но и дает максимальные возможности для индивидуальной самореализации в профессии и "жизнетворчестве".
Официальным годом рождения танцевально-двигательной терапии в России можно считать 1995 год, когда в Москве была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше. Интерес к исцеляющей силе движения, трансформирующей силе танца был всегда. В России, как и во всем мире, существует множество различных школ и авторских методик, использующих движение и танец в целительстве, развивающей педагогике и психологической практике.
Мы с радостью представляем Вам специальный выпуск Журнала практической психологии и психоанализа, посвященный десятилетию первой длительной обучающей программы по танцевально-двигательной терапии в России. Данная учебная программа была начата в январе 1995 года и стала первым проектом Ассоциация танцевально-двигательной терапии. В 1999 году она получила одобрение Ученого совета Института практической психологии и психоанализа и стала одним из направлений специализации в области психотерапии данного института, наряду с психоаналитической терапией, системной семейной терапией и юнгианским анализом. Впервые в России был создан прецедент - в 2002 году наши выпускники закончили трехлетнее обучение и получили государственный диплом профессиональной переподготовки в сфере танцевально-двигательной терапии. Мы считаем произошедшее важным шагом к социализации профессии танце-двигательного терапевта в России. Данная обучающая программа изначально была международным проектом, который до сих пор поддерживается Американской ассоциацией танцевальной терапии (ADTA) и Европейским танце-терапевтическим сообществом. Наряду с ведущими российскими специалистами в рамках этой программы преподают лучшие специалисты в области танцевально-двигательной терапии и терапии творчеством из США, Великобритании, Нидерландов, Германии и Италии. Нам было важно не "изобретать велосипед", а посеять на российской почве семена и культуру уже имеющейся системы знания, практики и обучения и, тем самым, преодолеть последствия "железного занавеса" и воссоединиться с мировой традицией танцевально-двигательной терапии.
При создании программы специализации по танцевально-двигательной терапии мы ориентировались на международные квалификационные требования в данной области психотерапевтической практики, придерживались идеи непрерывности профессионального образования, этических и гуманистических принципов, основанных на уважении человеческих ценностей. Данную программу также характеризует открытость к различным подходам в области движения и танца, появляющимся с древних времен до наших дней; гибкость процесса обучения и учет индивидуальных особенностей и потребностей в личностном и профессиональном развитии; взгляд на знания как на осознанно пережитый опыт; отношение к творчеству как к источнику целительной силы в настоящем моменте.
На современном этапе развития мы намерены продолжать интеграцию уже имеющегося международного теоретического и практического опыта, а также разрабатывать собственные программы и курсы, соответствующие текущим запросам российского общества. Мы также будем продолжать развивать танцевально-двигательную терапию не только как метод личностного роста, но, прежде всего, как область глубинной психологии. Мы видим своей целью расширение опыта ее клинического применения в различных областях: психосоматике, онкологии, перинатальной психологии; в лечении психиатрических расстройств, химических зависимостей, посттравматических и пищевых расстройств.
Надеемся, что статьи, представленные в этом номере, дадут почувствовать многообразие и богатство танцевально-двигательной терапии и привлекут внимание наших коллег к тому ресурсу, который представляет собой творческое, выразительное движение как способ психотерапевтического взаимодействия, а также источник открытий и метод саморегуляции в нашем непростом служении людям в качестве практических психологов и психотерапевтов. Это наш первый опыт широкой публикации; будем рады вашим отзывам и новым возможностям сотрудничества. Спасибо всем, кто принимал участие в создании этого выпуска.
Ирина Бирюкова
Руководитель Специализации по танцевально-двигательной терапии
в Институте практической психологии и психоанализа