Одним из важнейших условий для проведения успешного психологического консультирования является установление эмоционального контакта с клиентом. В условиях онкоцентра эта задача приобретает некоторую специфичность.
В течение 3,5 месяцев работы в онкоцентре, встречаясь с родителями детей, проходивших лечение, я обратил внимание на ряд моментов, которые влияют на установление контакта, ход работы и результат в целом. Данные наблюдения и выводы позволили мне сделать предположения о факторах, влияющих на установление и сохранение эмоционального контакта между психологом и клиентом в условиях онкоцентра и способствующих появлению доверительных отношений, а также формированию рабочего альянса в процессе такой работы.
Перед началом работы в онкоцентре одно из тревожных ощущений было связано с мыслями о том, как начинать общение с потенциальными клиентами: Что говорить?О чем спрашивать? Притом, что у родителей, дети которых проходят курс лечения онкологического заболевания, как такового запроса на работу с психологом нет.То есть возникали вопросы: как быть принятым клиентом, удастся ли наладить контакт?
В первом же боксе, куда я зашел, оказалась очень гостеприимная мама Айнагуль с 9-летним сыном Димой. Это была семья из Бишкека. Мои опасения по поводу налаживания контакта не подтвердились. Мама мальчика встретила мое появление заинтересованно, объяснив, что хотя с мальчиком уже работает психолог, есть ряд беспокоящих ее вопросов, связанных с нежеланием сына заниматься уроками, а также ухудшением их взаимоотношений.
Работа с этой семьей продолжалась 2,5 месяца и состояла из 9 встреч. Степень полноты эмоционального контакта была непостоянна: гостеприимство Айнагуль сменялось отказом от работы по причине нежелания обсуждать что–либо, откровенность переходила в замкнутость, доброжелательность соседствовала с проявлением агрессии. Например, в момент моего очередного прихода в бокс, Айнагуль спросила, указав на мои ботинки, хожу ли я в них по улице…?! Вопрос отражал скрытую агрессию и звучал неожиданно после предыдущей встречи, на которой клиентка была откровенна и доброжелательна. Впоследствии выяснилось, что у ребенка повысилась температура, и мать испытывала острую тревогу за жизнь сына.
Часто клиент, находящийся на стадии гнева, склонен агрессивно реагировать на окружающих, не признаваясь самому себе в испытываемой злости. Важно распознавать механизм этих агрессивных тенденций. Поэтому определение стадии переживания горя, в которой находится клиент на момент консультации – неотъемлемая составляющая установления эмоциональной связи, т.к. каждая стадия имеет свои проявления, особенности, и от психолога требуется адекватная реакция на них. Это помогает выдерживать их, нормализовывать, а затем способствовать безопасному канализированию.
Кроме того, помимо стадии переживания горя родителя большое значение имеет этап лечения ребенка, его состояние. В зависимости от того, как себя чувствует ребенок, как проходит лечение, меняется актуальность обсуждаемых вопросов. При благоприятном исходе лечения ребенка на поверхность выходят вопросы, касающиеся будущего периода жизнедеятельности, адаптации вне условий онкологического центра, взаимодействии с родственниками и социальной средой по месту постоянного проживания. В случае ухудшения состояния ребенка усиливается тревога, напряжение, заметно затрудняется контакт с психологом.
Одна из обсуждаемых тем во время нашей работы с Айнагуль была связана с сильным чувством вины за происходящее с сыном. Дело в том, что симптомы у мальчика проявились, а точнее, были диагностированы вскоре после событий, связанных с уходом отца мальчика из семьи. В результате у мамы появилось ощущение, что болезнь сына была прямым следствием её развода с мужем.
Поэтомуопределенное значение имеет жизненная ситуация клиентана момент консультирования. Как правило, болезнь ребенка вносит свои коррективы в супружеские отношения, сплачивая родителей или, что чаще встречается, обостряя проблемы в их взаимоотношениях, или, как в семье, с которой я работал, актуализировались события, происходившие непосредственно перед заболеванием ребенка.
При работе с этой семьей, я не сразу обратил должное внимание на то, что они приехали из Кыргызстана. А зря! Были два момента, которые бросались в глаза – это то, как сын общался с мамой, часто указывая, куда ей идти и что делать, и то, что Айнагуль старалась выйти из бокса в моменты моего общения с ребенком. Сначала мне было удивительно, как 9-летний ребенок ведет себя с мамой, и почему она это позволяет. И только позже, при общении с мальчиком, я выяснил, что это не проявление каприза или манипуляция, а обычное поведение, принятое в кыргызских семьях, где часто присутствует патриархат, и женщины беспрекословно подчиняются мнению мужчин (даже маленьких!). Возможно, этим объясняется стремление мамы выйти из палаты, где общались ее сын и психолог-мужчина. Но, кроме того, стремление женщины удалиться, дистанцироваться могло быть связано и с ее личностными особенностями – наблюдаемыми у нее настороженностью, недоверчивостью, замкнутостью.
Поэтому, при установлении контакта с клиентом важно учитывать как его личностные, так и культурно-национальные особенности, прояснять их и не делать поспешных выводов о причинах его поведения.
Теперь я бы хотел уделить внимание вопросу специфичности взаимодействия с клиентом в условиях онкоцентра. В чем же, собственно говоря, заключается специфичность?
Перед тем как попасть на лечение в онкоцентр, родителям заболевших детей приходится проходить через трудности, связанные с постановкой диагноза, решением вопросов платного лечения, со сдачей множественных анализов и т.д. Попадая в условия клинического лечения онкологического заболевания ребенка, они оказываются в обстоятельствах, влияющих на их эмоциональное состояние, восприятие и поведение. Всё это, а также многое другое собирает в стенах онкоцентра тех родителей, силы которых мобилизованы для решения вопросов, необходимых как для госпитализации ребенка, так и для его лечения. Это активизирует индивидуальные психологические защиты, блокируя доступ к проявлению эмоциональных переживаний, что особенно заметно при первых взаимодействиях с клиентом, при налаживании эмоционального контакта
Также важное влияние на эмоциональное состояние человека оказывает, так называемое, информационное клише, связанное с распространенным мнением, что онкологическое заболевание является приговором для заболевшего. Хотя по статистике от 70% до 90% детей, страдающих лейкемией и проходивших лечение, выходят в долговременную ремиссию, без повторных симптомов в будущем.
Что же необходимо учитывать психологу в период установления эмоционального контакта с клиентом?
Во-первых, для правильного понимания причин поведения клиента, важно избегать однозначного объяснения этого поведения. Предполагаемая вариативность помогает психологу более свободно воспринимать то, что происходит с клиентом во время их взаимодействия. Помимо личностных характерных паттернов поведения важно рассматривать те, которые возникают в определенных условиях. Если, например, говорить об излишней покорности мамы Айнагуль по отношению к сыну, важно принимать во внимание не только личностные и культурно-национальные особенности, но и то, что многие родители, опасаясь травмировать отказом или излишней жесткостью своих болеющих детей, становятся менее требовательными и последовательными. В условиях госпитализации, да и не только, данное обстоятельство проявляется в изменении поведения родителей по отношению к своим болеющим детям, в желании их лишний раз не расстраивать, смягчая свои требования и претензии, а нередко и выполняя все прихоти ребенка. Тем самым давая возможность детям использовать манипулятивное поведение по отношению к своим родителям.
Во-вторых, для некоторых родителей, находящихся в состоянии острой тревоги, свойственно ждать от психолога экспертной позиции. Клиент при этом стремится получить поддержку, авторитетное мнение, совет. В такой ситуации уместно бывает информировать родителя о вопросах взаимодействия с ребенком, объяснять особенности протекания данной стадии переживания горя и т.д. В других ситуациях необходимо выявить и усилить компетентность самих родителей. Тогда важно обратить внимание на их собственный конструктивный опыт по преодолению разнообразных трудностей, возникающих в процессе лечения ребенка, их личностные и внутрисемейные ресурсы. Для этого необходимо развивать контакт через равноправную, партнерскую, сотрудничающую профессиональную позицию психолога.
Не менее важным моментом в эмоциональном контакте являются те чувства, которые испытывает непосредственно сам психолог. Необходимо быть в контакте с собственными переживаниями, ожиданиями и тревогами. Это дает понимание того, насколько собственные реакции являются неотъемлемой частью во взаимодействии с клиентом, в том числе, какое влияние они оказывают на восприятие поведения клиента.
Как могут повлиять собственные ожидания и тревоги, я понял после одного эпизода в ходе работы с семьей из Кыргызстана. На очередной встрече актуальными были страхи и переживания мамы за жизнь сына. Пытаясь спрогнозировать дальнейшее взаимодействие, рассматривая различные варианты развития событий, я ощутил собственную тревогу, что мальчик может действительно умереть. На следующей встрече я зашел в бокс и увидел аккуратно застеленную кровать, на которой обычно лежал Дима. Он долгое время не покидал палаты, поскольку мама очень боялась инфекции, опасной для ослабленного иммунитета ребенка, поэтому первое, что мне пришло в голову - с мальчиком что-то случилось, возможно, самое ужасное. Но как выяснилось в процессе разговора, мама пересмотрела свое отношение к изоляции сына, нашла возможным не ограничивать его так жестко, и отпускать в игровую комнату. Но мои собственные чувства, на фоне переживаний за жизнь мальчика, не позволили альтернативно посмотреть на эти изменения, а спровоцировали восприятие как реализацию моих опасений.
Этот случай помог мне сделать вывод, что любого рода ожидания, а тем более подкрепленные такими сильными чувствами, как страх, боль, радость и т.д., ограничивают восприятие ситуации в изменяющихся условиях и не позволяют в полной мере оценить происходящее.
И последнее, на что я хотел бы обратить внимание, это использование при установлении эмоционального контакта тех своих индивидуальных качеств, которые не всегда рассматриваются начинающими психологами как значимые. Использование эмпатии, контакта с собственными чувствами и чувствами клиента необходимо для налаживания взаимодействия. Этим навыкам будущие психологи обучаются в профильных учебных институтах. Но не менее важно при установлении эмоционального контакта использовать собственные, в начале профессионального пути, возможно, еще не отслеженные, но присущие именно вам качества. Им невозможно научиться, но можно развивать при условии их осознания и принятия. Использование личностных качеств, индивидуальных приемов и методов психолога как инструмента для работы наряду с существующими правилами и методиками способно дать результаты в тех случаях, когда недостает именно этого, индивидуального звена, в установлении рабочего контакта с клиентом.