Психологическая травма и пути восстановления

Год издания и номер журнала: 
2010, №4
Автор: 
Комментарий: Данный доклад был представлен на Российско-Немецкой конференции «Травма прошлого в России и Германии: психологические последствия и возможности психотерапии», состоявшейся 27-29 мая 2010 г.

Прежде всего я хотела бы рассказать две притчи.

В одной стране жил мудрец. Он ходил из деревни в деревню, из города в город, и везде собирались люди, чтобы его послушать, попросить совета. Все его очень уважали. Один мальчик решил, что он будет умнее его. Он придумал: я поймаю бабочку, зажму ее в кулаке, подойду к мудрецу и спрошу «Что у меня в руке?» Он скажет: «Бабочка». А я спрошу: «Она живая или мертвая?» Если скажет «живая», я ее раздавлю, а если скажет «мертвая», то я открою кулак и выпущу ее на свободу. И так все увидят, что я его умнее. Так он и сделал. И когда он задал свой вопрос, то мудрец ему ответил: «Все в твоих руках, мой мальчик!»

Вторая притча о мудреце, который жил в деревне и каждый день читал проповедь на поляне под деревом. У мудреца был кот, который всегда мешал ему читать проповедь, и поэтому его привязывали к дереву, чтобы не мешал. Однажды кот пропал, и вся деревня отправилась на его поиски, чтобы привязать его к дереву, чтобы тот не мешал читать проповедь.

К первой притче мы еще вернемся, а что говорит нам вторая? Она говорит нам о том, как важна в нашей жизни повседневная рутина и как мешает нам любое ее изменение.

Так что же можно сказать, когда в жизни происходит резкий перелом, что-то травматическое случается. И неважно что: болезнь, дорожная авария, теракт, гибель близкого человека или развод, увольнение и много других происшествий, которые грубо обрывают обычное течение жизни.

Современная психиатрия и психология занимались долгие годы описанием патологий, болезней, симптомов, но в последние десятилетия встал вопрос о качестве, присущем всему человечеству, – душевной стойкости. И как нам это помогает выжить, справиться с тяжелыми потерями, душевными травмами и продолжать жить дальше, а иногда – изменить себя и свою жизнь.

Если мы вернемся к психологическим теориям о развитии и жизни человека, мы увидим разные подходы, разные оси.

Эмоциональная ось

Зигмунд Фрейд занимался эмоциональной стороной, он считал, что детские эмоциональные переживания, комплексы, с ними связанные, подсознательно решают, по какой  дороге человек пойдет в своей жизни. Часто подсознание врывается в поступки нашей жизни, и психотерапия должна привести человека к осознанию комплексов и их влиянию на его жизнь.

Семейно-социальная ось

Ученик и коллега Фрейда, Альфред Адлер, а позже и Эрик Эриксон подошли к проблемам с другой стороны и подчеркнули роль семьи и общества в жизни человека и связи с окружающим его миром.

Ось воображения

Карл Юнг, сначала ученик и друг Зигмунда Фрейда, впоследствии развил свою теорию, в которой большую роль играют символы и архетипы, культурное наследие, он подчеркивал важность воображения, творчества, интуиции. Он считал, что без этого трудно человеку понять окружающий его мир, символы и архитипы.

Ось телесно-поведенческая

Бихевиористское течение в психологии отрицает понятия «душа», «подсознание» и вместо этого строит цепочку: раздражитель – ответная реакция – обучение – поведение. Последователи теории Павлова считают, что поведение обусловлено нейрохимическими раздражителями. Сегодня мы знаем, что найдены химико-гормональные основы многих душевных болезней и симптомов.

Когнитивно-умственная ось

Когнитивный подход видит в эмоциях проявление умственных процессов. По этой теории человек встречается с окружающим его миром в процессе обучения, понимания и рационализации. Изменение мысли приходит к изменению его поведения. Представители этого направления – Элис и Бек.

Ось веры, ценности, смысла жизни – психофилософская

Ценность веры, поиска смысла жизни. Это направление развито Виктором Франклом, человеком, пережившим нацистские лагеря смерти. Человек может справиться с самой тяжелой действительностью, если сможет задействовать внутренние силы и придать смысл всему, что происходит с ним.

Жизнь человека, пути его противоборства, выживание в трудных ситуациях слишком сложны, чтобы подвести их под одну теорию. Все эти теории вместе привели к созданию многоосевого подхода. Постепенно развилась холистическая теория, соединяющая душу, тело и дух, что и составило базу для работы авторов теории, которая сегодня помогает тысячам людей во всем мире. Офра Аялон и Мули Лахад – авторы многих книг; и моя лекция об этом подходе.

 

Шесть осей противоборства, выживания и душевной стойкости составляют ЧУВСТВО.

1. Эмоциальная ось, путь эмоционального противостояния. Стремление понять и принять свои чувства, переживания, организовать и справиться с ними. Чувство выражается разными путями и в беседе, и в плаче, и в танце, и в рисунке, и в игре, и в музыке и помогает выходу сдерживаемых эмоций.

2. Ум. Желание положиться на логическое мышление, понять опасности, учиться новым подходам, взвешивать, планировать и искать выход.

3. Вера. Это может быть любая вера: вера в Бога, в другие ценности, вера в самого себя, поиск выхода в молитве, в вере и в надежде.

4. Социум. Желание налаживать социальные и общественные связи, получать и давать помощь. Друзья, семья, создание вокруг себя поддерживающей среды (примеры из работы СЭЛА, добровольческой организации, помогающей новым репатриантам в кризисной ситуации).

5. Тело. Пути телесные, через органы чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, тактильное ощущение. Движение, бег, работа, физические нагрузки (женщины часто убирают в доме, когда у них тяжело на душе, и с другой стороны – расслабление, релаксация).

6. Воображение. Способность к творчеству, интуитивности, гибкости помогают найти пути через воображаемый мир и в состоянии бед, травм, трудностей найти новые пути выхода, казалось, из безвыходного положения.

Эта модель относится к путям выхода из травматических ситуаций. У каждого человека, любого индивидуума есть подходящий ему способ, который он выбирает, исходя из своего жизненного опыта, характера. Обычно это соединение нескольких путей, и есть один, главенствующий.

Что же происходит в семье, когда случается беда, несчастье, потеря близкого? Ведь семья состоит из разных людей, у каждого из которых свой путь сопротивления и переживания.

Для примера я расскажу об одной семье, которой я занималась много лет назад.

Отец, мать, три дочери – 18, 17 и 9 лет. Старшие дочери уезжают на трехдневную школьную экскурсию. По дороге домой девочки ссорятся, и старшая выходит из автобуса и пересаживается в фургон, в котором едут еще 10 участников экскурсии. Фургон уезжает первым, автобус – несколько позже. В пути он попадает в тяжелую аварию, и все пассажиры и водитель погибают. Автобус через час проезжает место аварии, они видят полицию, машины скорой помощи, фургон искорежен так, что они даже не догадываются, что там их друзья и родственники. И только приехав домой, они узнают, что случилось.

Надо сказать, что в те годы я не занималась семейной терапией, а мать семейства была моей пациенткой до аварии и гибели дочери.

Реакция матери была эмоциональной, она много говорила, плакала, рассказывала о предчувствиях, искала предзнаменования, обвиняла себя, что предпочитала погибшую дочь другим дочерям. И когда узнала об аварии, ее мысль была: «только не она». Ее реакция шла по эмоциональной оси и оси воображения. После аварии я познакомилась с другими членами семьи. Отец, человек рационального склада, что и до аварии служило причиной недопонимания между ним и женой, с головой ушел в вычисления, поехал на место аварии, просчитывал, как ее можно было избежать, и в дальнейшем стал активным членом созданного общества по борьбе с авариями. Его оси – когнитивная и социальная. Он не принял реакцию жены, она не приняла его реакцию. У средней дочери первая реакция – злость, чувство вины, потерянность; все это быстро привело к замкнутости, трениям с родителями, она казалась явным кандидатом на патологическую реакцию, но душевная стойкость подсказала ей путь: она стала много заниматься спортом и добилась больших результатов в этом направлении. Ее путь – телесный. И отец, и она отказались от психологической помощи и ограничились одной-двумя встречами. Младшая дочь пыталась устраниться от происшествия, как будто это произошло не в ее семье, но была готова на совместные психотерапевтические сессии. Она очень хотела походить на старшую сестру, и нашла возможность самоутверждения в том, в чем была сильна ее сестра, – рисовании, лепке, а со временем и в сочинении рассказов.

Так что мы видим на примере этой семьи? Они прошли тяжелую потерю, и трудность усугублялась не тем, что они выбирали разные пути, а тем, что они не понимали и не принимали путей других членов семьи, обвиняли друг друга и не могли найти поддержку в семье.

Надо сказать, что душевная стойкость помогла им, в конечном счете, избежать патологических реакций. Но по себе я знаю, что если бы тогда я, как психотерапевт, знала то, что знаю сейчас, то я могла бы помочь каждому из них понять другого, научить принимать пути других людей, а также снять многие напряжения и трудности в их тяжелой ситуации.

Теперь посмотрим на них:

Мать – ось эмоциональная,

Отец – ось когнитивная и социальная,

Старшая дочь – ось телесная,

Младшая дочь – ось эмоциональная и ось воображения.

И, возвращаясь к первой притче, я повторю: «Все в твоих руках, мой мальчик!»