Комментарий: Этот доклад был представлен 29 ноября 2008 на студенческой конференции «Практика по психологическому консультированию как этап развития профессиональной идентичности» по итогам практики в НИИ Детской Онкологии и Гематологии. |
Практика в онкологической больнице была ожидаемой, хотя, признаюсь честно, не вызывала у меня особого желания и нетерпения. Это была скорее необходимость, и я понимала полезность этого опыта. Не могу сказать, что я была спокойна, тревога витала в воздухе, но страха не было. Раз надо значит надо, вперед: «Люди часто тревожатся в подобных ситуациях, это нормально» - сказала я сама себе, открывая дверь отделения детской онкологической больницы, и решительно шагнула в неизвестность.
В неизвестность я шагала не с пустыми руками, а с увесистым багажом. С одной стороны я видела то, что мне поможет в моей работе, и на что я могу опереться: багаж знаний, полученных в институте за три года обучения и мой жизненный опыт. С другой стороны я осознавала, что есть и другой, не менее весомый багаж - сложных, противоречивых мыслей и чувств по поводу моих знаний и умений, опыта и предстоящей практики. Три года обучения в институте, фундаментальные курсы необходимых дисциплин, мой интерес к профессии должны были вселить в меня чувство компетентности в области консультирования, но в данный момент в большей степени мной владело пугающее чувство неуверенности в себе - в своих сила, знаниях и умениях. В голове сплошная недифференцированная масса и трудность выбора психотерапевтической парадигмы, в которой буду работать. А значит отсутствие чёткой структуры и связей между подходами. Я осознанно делала свой выбор, придя именно в это институт, и моей целью был психоанализ, а в придачу к психоанализу я получила системную семейную теорию. И то, и другое стало интересным. Я ловила себя на мысли, что я постоянно анализирую с двух позиций: с точки зрения психоанализа и с точки зрения семейной терапии. Говоря себе, что обе эти парадигмы могут быть не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, расширяющими моё профессиональное видение, я все же понимала, что, приступая к практике необходимо определиться в своих теоретических предпочтениях. Для меня это оказался очень трудным, как будто выбирая одно, я безвозвратно должна бала потерять другое. И это выбивало почву из под ног.
Но, было и то, на что я могла твердо опереться в своей работе, то, что поддерживало и питало надежу, что я смогу, я справлюсь. Особенно важным и полезным, в плане прохождения практики в онкоцентре были для меня курсы: «Основы взаимодействия терапевта и клиента», «Психология утраты и травмы», «Практика на телефоне доверия» и начавшаяся личная терапия. Цикл лекций «Психология утраты и травмы» был для меня особенно значимым, не только потому, что это важный аспект моей будущей работы, а еще и потому, что это помогло мне осознать свой опыт переживания травм и утрат, многое понять и по-другому увидеть то, что тогда казалось непостижимым и пугающим.
Я была матерью ребёнка, которому поставили страшный диагноз…и (к радости оказавшийся ошибочным); пережила процесс умирания и смерть мамы от онкологического заболевания и побывала в роли жены пережившей операцию мужа по поводу опухоли головного мозга. Я прошла через эти ситуации, испытав ужас и страх, безысходность, и полное отчаяние. Тексты лекций сопровождали красочные иллюстрации из мой жизни: стадия шока: «этого не может быть», невыраженная агрессия «почему именно у меня…», стадия сделки – я сделаю все, лишь бы отступила беда.
Слушая лекции я многое смогла понять и соотнести со своим опытом. Депрессия и длительная болезнь после смерти мамы перестала быть для меня случайным стечением обстоятельств. Стало очевидным, что горевание проходило по универсальным законам развития травмы, а запрет на выражение тяжелые чувства и моя установка «Я должна быть сильной» стали причиной болезни, еще долгое время я возвращалась к этим тяжёлым переживаниям. Эти сложные периоды моей жизни я рассматривала как опыт, на которой я могу опереться. «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» сказал один мудрец.
Все эти мысли предваряли время моей практики, с этим багажом я и поднялась в отделение детской онкологии, где нас заботливо встретили наши руководители практики Евгения Фарих и Ольга Рожанская. Супервизия, сопровождающая практику в больнице, явилась для меня важным ресурсом. Полезным и значимым оказалось предложение «просто пройтись по отделению». Просто пройтись оказалось совсем не просто…
Я вышла из конференц-зала, и почувствовала, как усиливается моё волнение. Иду по отделению: в холе папа играет со своим маленьким сыном, рядом мальчик и девочка строят башню. Прохожу мимо кухни, мамы занятые приготовлением пищи, оживленно беседуют. Я приятно удивлена, кухня оказалась по-домашнему чистой и уютной. С каждым шагом я делаю маленькие открытия: группа подростков, увлечённых беседой, модно и аккуратно одетая девушка, макияж подобран со вкусом и даже отсутствие волос на голове не мешает ей быть милой и привлекательной. Дверь палаты открыта, я заглядываю внутрь: на тумбочке цветы, мужчина и женщина разговаривают с ребёнком. Мой образ онкологической больницы, сформировавшийся на фоне общественных стереотипов и личного опыта пребывания в подобных заведениях, обретает реальные черты, как будто я проявляю фотографию: постепенно, смутные образы обретают четкие границы. Предполагаемые грязные коридоры и палаты, пахнущие едой, оказались просторными и чистыми, современные и уютные холлы оборудованы игровыми комплексами и мягкой мебелью. Бедные, несчастные дети, обессилевшие и лежащие в кроватках оказались детьми, которые играли и улыбались. Мамы, папы и бабушки объединены не только общим горем, но и надеждой, верой, активной позицией поиска выхода из обрушившихся на них трудностей. И мужчины, оказывается, не всегда бросают мать с больным ребёнком, а есть и такие кто рядом несмотря ни на что. Я улыбаюсь… рушатся мои стереотипы. Жизнь продолжается, заявляет о себе, утверждая свои права, напряжение и беспокойство постепенно отпускает.
Но вот мой взгляд падает на инвалидную коляску, и я уже начинаю думать о том, что скрыто от посторонних глаз. О той невидимой части айсберга… О тех чувствах и мыслях, которые не выражены и не представлены внешними образами: о тревогах, беспокойстве и страхах, об отчаянии и бессилии, слабости и безысходности. И это неотъемлемая часть жизни моих потенциальных клиентов. Пятнадцатиминутная «непростая прогулка» дала мне возможность увидеть эту реальность, побыть с ней и почувствовать её, и я говорю спасибо за этот приобретённый опыт - просто молча наблюдать за настоящим. Я возвращаюсь в конференц-зал, моя тревога разбужена вновь, и неотступно следует за мной. Мы обсуждаем впечатления, делимся своими мыслями, проговариваем тревожащие нас чувства, и идем на поиски своих клиентов. Клиентки из предложенного списка не оказалась на месте, я захожу в соседнюю палату и предлагаю свои услуги.
Навстречу встает молодая женщина, и волнение нарастает вновь… передо мной клиент - настоящий, живой, надеющийся на помощь. В голове лихорадочно проносятся мысли, какие применить методы и техники, что я должна делать, будет ли это эффективно и по большому счету, зачем я здесь? Что-то говорю на автомате, мы выходим, садимся в холе и начинаем разговор. Постепенно я забываю про все свои опасения, волнение исчезает и беседа становиться простой и естественной, а час консультации пролетает незаметно, на одном дыхании. Я просто слушаю и очень хочу понять и поддержать её, интересуюсь её мыслями и чувствами, жизнью здесь, способами справляться с трудностями.
Наташа - небольшого роста, стройная миловидная женщина, почти девушка. Держится внешне уверенно, спокойно. Четко описывает проблему – её беспокоит агрессия дочери, она активно включилась в разговор, выражено желание понять свою дочь и помочь ей справиться с противоречивыми чувствами. Беседа длиться больше часа, я многое узнаю о ней, её семье, о дочери и сыне. Наташа разведена и живет одна с детьми в коммунальной квартире. Мы много говорим о трудностях и её ресурсах, о её творческом, позитивном опыте общения с детьми. Это даёт возможность Наташе увидеть себя в позиции активного, ищущего, компетентного человека.
Разговор оказался конструктивным и полезным. В конце беседы, Наташа благодарила за оказанную поддержку, была искренне удивлена разнообразию собственного опыта и своей эффективности и выразила желание поговорить, о других, волнующих её проблемах. Мы попрощались с обоюдным желанием встретиться вновь.
Я чувствовала себя удовлетворенной, и внешне все складывалось удачно. Но к моменту второй встречи я заболела, совершенно странным образом, вечером внезапно поднялась температура и я почувствовала озноб.. А еще были мои регулярные опоздания на практику по совершенно объективным причинам. Можно предположить, что подсознательно я выбрала такие способы защиты от непереносимых чувств, мои глубоко спрятанные страхи и тревоги дали о себе знать... Но, как «хорошая девочка» я все же пришла в больницу и активно участвовала в обсуждении представленных случаев, видимо это было не так страшно, как встретиться с клиенткой.
Осознав это, я пошла к своему терапевту и там, наконец, смогла открыто выразить свои чувства. Мы говорили о смерти моей мамы и болезни ребёнка, погоревав и поплакав, я многое смогла прожить и осознать.
И другая фраза из лекции обрела реальный смысл. «Работа с горем и утратой разворошит тайную кладовую утрат, если ваше горе не было завершено и не пережито, но если горе пережито и интегрировано, то это прекрасная опора».
История незавершенной встречи получила продолжение, девочка с мамой в этот день были отпущены домой. Что это было случайность? На этот вопрос я не нашла ответа.
Прошла еще неделя и впереди последняя встреча, перед тем как открыть дверь, я через прозрачную стену заглядывая в палату. Наташа тихо и чинно сидит у окна и вяжет, спицы мелькают и мелькают; дочка сидит на кровати и что-то рисует. Картинка никак не вяжется с отделением онкологии, капельницами, лысыми детишками, дочкой худенькой, бледной и обессиленной.
Я думаю, где эта молодая мама черпает силы, чтобы быть такой сильной, справляющейся, тщательно удерживающей в себе тяжелые чувства.
Этого не может быть, это лишь верхушка айсберга, а внутри боль и страдания. Я это знаю не из теории, я это проходила в своей жизни, проливая слёзы у кроватки своей маленькой дочери, когда её поставили ДЦП - диагноз боли и безысходности. Где бурные слёзы, отчаяние и страх она же взорвется или заболеет. Как же ей важно прожить эту боль, чтобы потом не нести её через всю жизнь. У меня сжимается сердце от сострадания и жалости… и хочется плакать… «Может это я о себе и своём горьком опыте?» - думаю я, и, подавив в себе эти чувства, с улыбкой вхожу в палату.
Наташа встаёт и идёт мне на встречу. Говорит быстро, как-будто торопится. Становится, очевидно, что сегодня она растерянна и тревожна, Она рассказывает о своих страхах и тревогах связанных с предстоящей операцией, ее особенно волнует неожиданный перенос даты операции. Чувствуется острая потребность говорить… «Не могу, трудно, не знаю что делать, ужасно» - это говорят её страхи и беспомощность и её часть «Я – сильная» сдает позиции. Наташа выглядит растерянной, видно как она старательно держит себя в руках, как будто говорит: «Сейчас не время, я должна быть надежной и эффективной». Сколько затрачено усилий, чтобы выстроить этот домик, это её защита, дающую надежу и опору. Как мне это знакомо. Наташа пока может только лишь говорить о своих чувствах, я понимаю это и следую за ней. Но, как же хочется вскрыть этот нарыв, а что потом… Я понимаю, что в рамках краткосрочной терапии это не целесообразно. Охранительное поведение имеет свои причины, и с ним нужно работать отдельно до начала работы с чувствами. Сейчас я должна быть особенно бережной и поддерживающей. Я отражаю её чувства и помогаю отыскать ресурсы, её сильные стороны: умение разумно и эффективно организовать свою жизнь и жизнь дочери в сложившейся сложной ситуации. Отмечаю её умение взаимодействовать с людьми и устанавливать с ними дружеские отношения. Мы говорим дольше обычного, к концу беседы Наташа принимает решения поговорить с врачом, и выяснить ситуацию с отложенной операцией. Подводя итоги нашей работы я благодарю её за общую проделанную работу, говорю о её возможностях черпать силы, как в собственной эффективности и самостоятельности, так и в поддержке и помощи родных и близких для неё людей, а при острой необходимости можно обратиться к специалистам. Мы тепло прощаемся, и я надеюсь, что наши встречи помогли Наташе обрести большую уверенность и надежду. Наша работа закончилась, я ухожу, забирая с собой ценный опыт этих коротких встреч.
Проделанная работа и внешняя, и внутренняя, во многом, стала эффективной благодаря организованной супервизии, от первой встречи и до последней о нас неустанно заботились. Все встречи с преподавателями, ведущими практику, были очень поддерживающими и помогающими. Каждый раз, встречаясь в конференц-зале, мы обменивались своим очень разным опытом, и каждая клиентская история и анализ нашей работы был тем огромным ресурсом, на который я опиралась в последующих встречах, и думаю не раз ещё буду к этому возвращаться. Нам давали много поддержки, стимулировали к размышлениям и анализу нашей работы, расширяя наши профессиональные горизонты. Нам постоянно высвечивали наш положительный опыт и наши ресурсы, и я почувствовала как это важно и эффективно. Мы в данной ситуации были не менее уязвимы, чем наши клиенты. Горе - часто рассматривают как реакция на утрату значимого объекта, части идентичности. Процесс профессионального становления, в какой-то степени можно сравнить с травмирующим событием. Нельзя сказать, что я утратила часть своей идентичности. Но было ощущение, что части меня - «профессионала» - еще нет, или правильнее сказать, эта часть моего «Я» еще не обрела целостность, она еще как кусочки мозаики, и собрать эти кусочки - непростая работа. Это вызывает тревогу и страх, и рождает неуверенность.
Групповая супервизия была для меня сродни терапевтическому воздействию в ресурсной модели, нам давали столько поддержки, и так бережно обходились с нашими чувствами и нашим опытом, порой далеко неидеальным. Для меня было особенно важным, рельефно увидеть результат своей работы, её эффективность. Анализируя свою работу, я больше чувствовала - получилось, чем понимала. Я радовалась, что Наташа оказалась такая разумная и сотрудничающая, и думала, мне просто очень повезло, попалась «хорошая клиентка», я нечего особенного не делала, просто слушала и поддерживала, задавала вопросы и этого оказалось достаточно. Наши встречи были естественны и для меня явились скорее просто разговором.
Обсуждение моей работы, высветило в этой «простой беседе», процесс консультирования, его воздействия и его результаты. В нашей совместной работе с Наташей я увидела свою часть работы, ту часть, которую сделала я. И моя работа обрела значимость. Осознание этого укрепило мою веру в собственные силы и стало тем ресурсом, на который я могу опереться в своей будущей работе. Практика стала тем «уникальным эпизодом», с которого можно строить альтернативную историю моего профессионального становления. Хочется сказать всем спасибо за эту возможность начать этот путь в обстановке доверия и поддержки.
Размышляя о своей работе в онкоцентре, и пытаясь осознать этот непростой для меня опыт, понять, чем он для меня явился, я подумала об айсберге. Айсберг для меня явление масштабное, и до конца не постижимое, вызывающие противоречивые чувства. С одной стороны он завораживает своей грандиозностью и есть в нем, что-то таинственное, влекущее. А с другой стороны, что-то пугающее и непредсказуемое, вызывающее чувство беспомощности и страха.
В этом образе я увидела два аспекта моей работы, две её части внешнюю - видимую и наблюдаемую; и внутреннюю - невидимую, но более масштабную, глубокую и значительную, лежащую в основании целого.
Подводная часть айсберга, таинственная и непостижимая пугает, пока ты боишься встретиться с ней, но, отважившись на этот шаг, ты начинаешь понимать её масштабность, и значимость на пути познания себя и своего внутреннего мира.