Особенности работы семейного психолога в дошкольном образовательном учреждении

Год издания и номер журнала: 
2009, №3
Комментарий: Эта статья была представлена в качестве доклада на IV ежегодной научно-практической конференции студентов, молодых специалистов и преподавателей Института практической психологии и психоанализа, состоявшейся 25-26 апреля 2009 года в Москве.

Основные направления работы психолога в детском саду: диагностика, коррекция, развитие, психологическое просвещение, консультирование. Умение мыслить системно помогает расширить понимание детского симптоматического поведения. Семейный психолог рассматривает ребенка в контексте той системы, в которой он находится. Обычно, это две системы – семейная и социальная. Правила функционирования этих двух систем могут совпадать, а могут различаться, и даже противоречить друг другу. Обе системы могут быть друг для друга фактором как повышающим тревогу, так и понижающим ее. Один и тот же ребенок, находясь в системах с разными правилами, может демонстрировать разное поведение.

Разница семейных правил и правил ДОУ сказывается на адаптации детей. Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Очень важное умение, которое осваивает ребенок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. И здесь типичная проблема, с которой родители обращаются за консультацией – это «просьба переделать ребенка» - «он НЕ такой». Тревожные родители часто не способны отличить, какое поведение является нормой, обусловленной возрастными особенностями, а что является следствием нарушенных детско-родительских отношений. Чаще всего неполадки в семейной системе отражаются на поведении ребенка.

Одна из обязанностей психолога ДОУ - наблюдение за детьми и сопровождение их в течение адаптационного периода. Уже с первых дней пребывания ребенка в саду я знакомлюсь с родителями. Мы пытаемся спрогнозировать, какой будет адаптация, с какими трудностями может столкнуться именно этот конкретный ребенок. Существует набор стандартных факторов, влияющих на адаптацию ребенка к детскому саду. Это степень овладения ребенком навыками самообслуживания и общий уровень развития ребенка. Будучи семейным психологом, я также обращаю внимание и на параметры семейной системы, в которой находится ребенок.

Наиболее часто встречаются семьи с перевернутой иерархией: на вершине ребенок, наделенный большим количеством власти. Как правило, это дети – «домашние тираны». Они не отпускают родителей из вида ни на минуту, потребляют все их свободное время – это основная, наиболее часто встречающаяся жалоба родителей. Вместе с этим, в коллективе такие дети себя чувствуют неуютно, часто с ними не хотят играть, или они сами не умеют выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

C одной из таких семей мне удалось поработать. Мама обратилась по поводу рвоты у девочки (4,5 лет) по утрам. Ребенку тяжело расставаться с мамой, несмотря, на то, что в детский сад она ходит уже не первый год. Маме было предложено провести работу с девочкой в рамках недирективной игровой терапии. К моему удивлению симптом исчез после первой же сессии. Метод недирективной игровой терапии имеет много возможностей для проработки детских переживаний, но не имеет возможности влиять на детско-родительские отношения. Многие игры, которые отыгрывал ребенок в «специальное время» стали понятны благодаря консультированию ее мамы. Она ожидала рождения второго ребенка и, в течение месяца, должен был состояться переезд на новую квартиру. Эти стрессовые факторы снизили адаптивность семьи, усилив процессы слияния между матерью и дочерью. Я работала над снижением тревоги у мамы и ребенка. Мамину тревогу удалось нормализовать. На сессиях девочка проигрывала ситуацию «спасения». Вследствие проведенной работы с ребенком и мамой, у женщины уменьшилось чувство фрустрации по отношению собственной дочери. В своих рассуждениях она перешла от логики обвинения к системному взгляду на проблемное поведение ребенка. 
В учреждении, в котором я работаю, существует Консультативный пункт. Психолог и логопед проводят занятия с детьми и родителями, консультируют их по вопросам развития. Преимущество в адаптации детей, посещающих Консультативный пункт перед садом, очевидно. Но и эта форма работы не дает абсолютной гарантии, что ребенок сможет быстро и легко адаптироваться в детском саду. Когда малыш регулярно начинает посещать детский сад, у него и его родителей возникает много сильных чувств. Тревога и страх – неизбежные спутники адаптационного процесса. В дисфункциональной семье мама не в состоянии справиться со своими чувствами и помочь справиться ребенку.

Наряду с вопросами адаптации, одна из задач работы психолога в ДОУ, как уже говорилось в начале – это развитие и коррекция психических функций ребенка. Консультирование родителей по итогам диагностических процедур, скринингов, индивидуальных занятий является одним из способов привлечения внимания родителей к трудностям ребенка и мотивации их на совместную работу с психологом. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика». Родителям, которые способны сформулировать запрос, например, «Хочу научиться общаться с ребенком», я предлагаю Тренинг детско-родительского взаимодействия. Эта форма работы позволяет родителям обучиться навыкам терапевтической игры, способам управления поведением ребенка. А так же помогает в семьях со спутанной иерархией выстроить функциональные модели общения, создать семейные правила.

Как правило, с родителями в детском саду идет краткосрочная работа. Они мало мотивированы на долгосрочную психотерапевтическую работу. Но и краткое участие семейного психолога в образовательном, воспитательном и развивающем процессе ребенка приносит результат.