Навязчивое повторение против творческого повторения. Психоаналитический взгляд на терапевтическое действие в парах и семьях

Год издания и номер журнала: 
2024, №2
Автор: 

Примечание: Глава из книги Кеннета Райша "Содействуя исцелению супружеских пар: От надежды к переходному пространству для изменения" (2023). 

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю.[1]

В этом докладе[2] описывается конфликт между навязчивым повторением и творческим повторением, возникающий в отношениях супругов в семье или когда они совместно руководят семейным предприятием. Особое внимание я буду уделять разновидностям терапевтического действия, возникающим в лечении и вне его, а именно в супружеских отношениях, психоанализе и парной терапии. В число принципиальных факторов, определяющих развитие, которые, на мой взгляд, влияют на результат терапевтического действия, входят: сепарация-индивидуация, утрата объекта, интернализация и интеграция. Здесь я буду разрабатывать систему представлений, описывающую как неразрешенные и неоплаканные семейные утраты могут вызывать навязчивое повторение у детей, в результате чего потомство оказывается застрявшим в семье и/или, наоборот, исключенным из нее. В то же время я буду применять теорию супружеских отношений для исследования и расширения понятий “роста Эго” и “творческого повторения”. Творческое повторение можно определить как межличностное событие, обусловленное эмпатией и переживаемое как содействующее важному эмоциональному опыту и изменению. Это определение согласуется с описанием Левальда творческого повторения как «воображаемой реорганизации раннего животворного опыта любви» (Loewald, 1960, p. 10).

Я полагаю, что если человеку не повезло родиться в оптимально функционирующей семье (Beavers, 1977), собственный брак может предоставить ему возможность развить новые отношения, которые могут стать для него окружением, содействующим росту и творчеству. Супружеские отношения могут стать основанием для исцеления старых ран и послужить образом для возможности новых значимых жизненных выборов, когда дети в новой семье будут свободно выбирать включенность в семью или семейное предприятие, или выход из них. Каким бы ни был выбор детей, родители способны переживать свободу счастья и уместную печаль, когда дети принимают решения касательно своей автономии, а не испытывать чувства отторжения или большой утраты.[3]

«Семьи заключают в себе поле взаимодействий, в котором эмоциональная инвестиция родителей в детей порождает ответные, внутрипсихические и интерактивные процессы у родителей и между родителями и детьми» (Anthony, Benedek, 1970, p. 110). Все семьи бьются над проблемами включения и исключения с того момента, как пара решает, заводить или нет ребенка или когда заводить. Решения касательно деторождения основаны на многих конфликтующих биологических, экономических, социологических и даже эволюционных факторах (Slavin, 1990). В данном докладе я сосредоточусь на теоретических обоснованиях, а также на супружеских трансакциях и психологических конфликтах, возникающих, когда родители пытаются вновь пережить, преобразовать и заново воссоздать (Rosbrow-Reich, 1988, p. 420-1) ранние отношения с собственными родителями, значимыми другими и их детьми.

Когда пара решает завести детей, зачастую каждый партнер бессознательно надеется, что опыт воспитания детей поможет устранить затруднения или ущерб, возникшие в его взаимоотношениях с собственными родителями. Фрейд утверждал, что «процесс излечения сопровождается новым впадением в состояние любви» (Freud, 1907, р. 90). Мартин Бергманн (Bergmann, 1987) соглашается с тем, что «надежда» является ключевым ингредиентом в каждой любви. Истоки этой надежды – во взаимном притяжении, которое соединяет партнеров. Многие факторы влияют на ощущение надежды, которое испытывают двое людей, заключая брак, поскольку супружеские узы как в здоровье, так и в болезни – это ближайший эквивалент во взрослом возрасте изначальных родительско-детских отношений (Dicks, 1967). Каждый партнер бессознательно желает разрешения внутрипсихического конфликта, в то же время сохраняя надежду на то, что найдет в другом сплав ранних инфантильных объектов.[4] Для пар, которые включают детей в свои осознанные и бессознательные желания, эти дети становятся новыми объектами, привлекаемыми в усилиях избежать воспроизводства старых мечтаний, претерпевших крах, и в борьбе за желанное исправление ранее безуспешного опыта. У тех пар, у которых значимые конфликты остаются бессознательными, дети, вследствие их уникальной способности служить продолжением родителей, могут привлекаться как объекты надежд, страхов и проективных идентификаций родителей.[5]

Проблемы сепарации и индивидуации в собственных семьях родителей играют значительную роль в их решении включать детей в семейную структуру или исключать их из нее. Короткий клинический пример, отражающий этот процесс, – семья, в которой отец поощряет дочь Джулию войти в их семейный бизнес. Его жена – покладистая женщина, которая никогда не оставит мужа, несмотря на его выраженно амбивалентные отношения с ней. Боясь мужа, она старается его не провоцировать и остается сверх-идентифицированной с дочерью. После того, как Джулия вошла в бизнес, отец начал часто унижать ее, считая, что она работает плохо, не оправдывает ожиданий. Он полагает, что был чрезвычайно великодушен к дочери, предложив ей работу с высоким статусом и соответствующей зарплатой в своей компании, и не может понять, почему она реагирует на него, как ему кажется, с ненавистью. В ходе парной терапии была дана интерпретация, что неспособность отца справляться с гневом на дочь отражает его ранние конфликты с собственной матерью. Мать заменила его в качестве любимого ребенка его сестрой. Это произошло вслед за внезапной смертью его старшей сестры из-за болезни. Неспособность обоих родителей оплакать смерть дочери привела к быстрому замещению этой утраты рождением другой дочери, которую назвали тем же именем. Отец Джулии, смещенный с позиции возле матери, вновь и вновь безуспешно пытался занять свое бывшее место любимчика. Он не осознавал глубокие чувства утраты, вызванные матерью, а также ненависть, которую он испытывал к ней из-за того, что она его отвергла. Эти чувства отвержения и ненависти теперь разыгрывались в отношениях между отцом и дочерью, усугубляя недоумение отца по поводу ненависти, которую к нему испытывает дочь. Этот эпизод подтверждает наблюдение Фрейда, что «нахождение объекта – это всегда повторное его нахождение» (Freud, 1905, p. 222).

Две силы, которые обладают огромной властью над этими супружескими и семейными надеждами и которые внутрипсихически и межличностно формируют структуру отношений, это навязчивое повторение (Freud, 1914) и творческое повторение (Loewald 1973-1978; Rosbrow-Reich, 1988). Описывая навязчивое повторение, Фрейд утверждал: «Пациент вообще "не вспоминает" ничего забытого и вытесненного, а "отыгрывает" это. Он репродуцирует это не как воспоминание, а как действие, он воспроизводит это, разумеется, сам того не зная. Мы пришли к пониманию, что пациент повторяет это вместо того, чтобы вспоминать, что это является проявлением сопротивления» (Freud, 1914, p. 150).

Другой подход к определению навязчивого повторения предлагает Расселл (Russell, 1988). Он рассматривает навязчивое повторение как «процесс, посредством которого события настоящего становятся воспоминанием, воссозданным в форме человеческих отношений и аффективной компетентности, в частности, способности горевать. Мы воссоздаем опыт, поскольку это позволяет ощутить суть вещей. Навязчивое повторение определяется аффектом и им же организуется. Однако, организуется оно вокруг утраты или травмы, связанной с прерыванием отношений и потерей способности чувствовать. Навязчивое повторение – это "шрам", оставшийся после нарушения способности чувствовать и/или после прекращения отношений. Мы воссоздаем прошлый опыт, потому что еще не нашли способ чувствовать себя иначе… Навязчивое повторение возникает вместо отношений» (Russell, 1988, p. 8).

Например, взаимоотношения Джулии с отцом в определенных аспектах были похожи на отношения отца со своей матерью, которая не могла оплакать утрату умершего ребенка. Характер привязанности отца к Джулии не давал ему позволить ей отделиться и работать в другой компании. Отец Джулии был не в состоянии развить более зрелые отношения с дочерью, –  так же, как его мать была не способна к этому с ним. Он воспроизводит опыт, а не развивает более любящие отношения с женой и дочерью. Хотя Расселл описывает психотерапию как замещение навязчивого повторения отношениями, я бы хотел расширить представление о навязчивом повторении, возникающим вместо новых взаимоотношений, так, чтобы оно охватывало брачного партнера, с которым есть «надежда» горевать над тем, что было невозможно оплакать до отношений с ним/нею. По мнению Расселла, «навязчивое повторение обратно пропорционально близости. В настоящих же взаимоотношениях навязчивое повторение не требуется» (Russell, 1988). Розбрау-Райш (Rosbrow-Reich, 1988) в своей статье «Идентичность и рост: Психоаналитическое исследование развода» описывает три примера супружеских отношений, в которых женщины вступили в брак с заботливыми мужчинами. Страсть, которая развилась в браках этих женщин, отражала бессознательный мотив создавать нечто новое, адаптивное и даже репаративное, а не просто потребность в слепом повторении. В этом контексте перенос как повторное появление самой первой страсти человека, самого раннего переживания, когда он любил и был любим, становится движущей силой психологического роста и развития. Розбрау-Райш говорит: «Каждая из этих женщин страстно желала снова пережить переходные отношения (Rosbrow-Reich, 1988, p. 420). Способность этих мужей вызывать и удовлетворять эти нужды стимулировала важное внутрипсихическое развитие». Все три случая Розбрау-Райш были примерами браков, в которых утрата из-за развода создала новые кризисы в развитии. Длительная скорбь способствовала росту посредством новых процессов интернализации. Расширяя ее тезис, я бы хотел предположить, что браки, которые не заканчиваются разводом, также могут предлагать основание для стимулирования внутрипсихического развития, роста и творческого повторения путем переживания скорби, что создает возможность для новой интернализации. Эти браки и эти процессы роста во многом похожи на аналитические отношения и терапевтический процесс. Хотя поведение мультидетерминировано, значимые детерминанты развития Эго в жизни людей отражают степень удовлетворенности того опыта, который дети пережили со своими матерями (родителями) в раннем детстве, или же то, насколько конфликтными и разочаровывающими, если не деструктивными были их ранние отношения с матерями (родителями). По большей части именно в надежде наконец «исправить» эти ранние сложности, справиться с ними мы вступаем в супружеские взаимоотношения.

Дикс в своей ранней новаторской статье об объектных отношениях и исследованиях брака дополняет формулировку концепции творческого повторения, отмечая, что брак обеспечивает супругам возможность достичь нового уровня психологической интеграции в контексте супружеских отношений. Он говорит:

«Брак – это ближайший эквивалент во взрослом возрасте исходных отношений родитель-ребенок. Таким образом, если он является успешным, то он должен вращаться вокруг свободы к регрессу. Условием роста является свободное привнесение во взрослые взаимоотношения глубинных элементов инфантильных объектных отношений. Чтобы быть способным регрессировать к взаимной, похожей на детскую, зависимости, с гибкой сменой ролей, без цензуры и потери достоинства, под защитой знания о том, что партнер все принимает, поскольку сам проективно идентифицируется или терпит как хороший родитель это "маленькое нуждающееся Эго", когда оно выглядывает – это та надежда, к которой стремятся люди, ищущие человека, который будет любить безусловной любовью, снисходительно и сильно, который поможет соединить все частичные объектные отношения в осмысленное целое, что придаст силы» (Dicks, 1963, p. 129).

В классической статье Эдварда Вайншела опыт психоанализа описан как «особый процесс взаимодействия между двумя людьми, анализируемым и аналитиком» (Weinshel, 1984, p. 67). Хотя было время, когда считалось, что этот процесс происходит только у пациента, фактически психоаналитический процесс требует, чтобы два человека работали вместе. Я бы хотел выдвинуть тезис, что этот особый процесс взаимодействия ограничивается аналитиком и анализируемым, но может происходить естественным образом и в других взаимоотношениях, в частности, в определенных браках, стимулируя новую интернализацию и интеграцию. Отношения между брачными партнерами могут развиваться в изменяющий целительный опыт, основополагающим механизмом которого является возможность творческого, а не навязчивого повторения. И брак, и психоаналитические отношения основаны на взаимном уважении и доверии. В супружеских отношениях взаимная возможность модификации дисфункциональных убеждений и восприятий себя, которых человек длительное время придерживался, обеспечена способностью каждого партнера эмпатически связываться с глубочайшими переживаниями самости его супруга или супруги, и подтверждать их. Этот опыт обещает усиление самоуважения и образование новой идентичности. Эта модель поддержки, подтверждения и модификации патогенных убеждений, которая независимо была также сформулирована сформулированная Вайссом (Weiss, 1982), обнаруживается не только в рамках психотерапевтического лечения, но также действует между людьми в постоянных отношениях и семейных предприятиях вне процесса лечения (личное общение с доктором Томасом Розбрау).     

В понимании терапевтического действия в психоанализе, предложенном Левальдом (Loewald, 1960, p. 229), аналитик становится новым объектом для пациента. Аналитик добивается этого как любовью и уважением к анализируемому, так и, в то же время, уважением, и признанием анализируемого как отдельного человека с уникальной историей развития. Это представляет собой «то дополнение в реальности, где происходит организация и реорганизация Эго и психического аппарата». Думаю, именно этот вид взаимодействия также определяет оптимально функционирующие пары и пары, которые развивают новые способности оплакивать значимые прежние утраты. Способность отношений выстоять и содействовать процессу скорби создает основу для новых идентификаций и интернализаций. Такой рост обладает потенциалом ослаблять вытеснение и проективную идентификацию благодаря интенсивной истории переживаний супругов, которые каждый из них испытывает с другим, – и когда они вместе воспринимают самые болезненные воспоминания каждого из них нежным, конструктивным и интегративным образом, когда они разделяют радость и веселье. Хорошее функционирование в семье зависит не только от способности родителей выносить и оплакивать то, что каждый из них надеялся обрести в идеальном супруге, но и от способности выдерживать амбивалентные чувства к собственным родителям, что является необходимой основой для принятия и контейнирования амбивалентных чувств со стороны их собственных детей. И наконец, способность родителей горевать по поводу эмпатических неудач, пережитых с их родителями, а не искать возмещения друг от друга, увеличивает возможность того, что непатологические переносные отношения в браке станут средой психологического развития. Таким образом, хотя психоанализ – это мощная модель взаимодействия, ведущего к трансформации индивидуума, супружеские отношения также могут обеспечивать средство для трансформации супругов, что, в свою очередь, окажет свое влияния на их взаимодействия с другими членами семьи.

Так же, как Розбрау-Райш (Rosbrow-Reich, 1988), я считаю, что способность к переходным объектным отношениям, как их описал Винникотт (Winnicott, 1951) может быть основополагающей для определенных типов брака. Способность партнеров создавать иллюзию посредством совместной игры обеспечивает возможность совершать переходы между внутренним и внешним мирами. Как говорил Вильям Мейсснер, область переходной иллюзии обеспечивает «модель для интерактивной матрицы, которая возникает в супружеских взаимодействиях» (Meissner, 1978, p. 5). Способность к игре и иллюзии, к переходным объектным отношениям исходно способствовала индивидуации младенца от матери и может в дальнейшем помочь в содействии индивидуации и сепарации между партнерами, увеличивая способность выдерживать процессы утраты иллюзий, которые могут приводить к дисфункции и сбою системы. В описанных Розбрау-Райш случаях индивидуация одного партнера приводила к распаду брака. При обращении пары за помощью к супружескому терапевту возможность переработки переходного опыты брака, ведущей к внутрипсихическому и внутрисистемному развитию, существенно увеличивается.

В статье о терапевтическом действии Блатт и Бехрендс пишут: «Мы полагаем, что механизмы нормального психологического развития – это те же самые механизмы, посредством которых осуществляется терапевтическое действие. Дальнейшего понимания терапевтического действия можно достичь, учитывая его параллели с процессами нормального роста и развития». И далее: «Хотя психоанализ – это, определенно, уникальная ситуация и процесс, он в своей основе подобен процессу роста, который происходит в эволюционирующих отношениях развивающегося ребенка с заботливыми другими» (Blatt, Behrends, 1987, p. 283).

Я считаю, что потенциал к росту, который возникает в психоанализе, может возникать в парах как процесс взаимоотношений, который можно описать как «изменяющий опыт» (Strachey, 1934, p. 282), который развертывается в интерперсональной ситуации между пациентом и психоаналитиком, или между супругами, либо родителями и детьми. Я считаю, что психоаналитические или семейные взаимодействия порой оказываются навязчивыми повторениями просто потому, что люди бессознательно не знают ничего лучше этого, а иногда поскольку эти взаимодействия между членами семьи репрезентируют желание и надежду справиться с прошлыми болезненными переживаниями. Супружеские паттерны в ходе развития семьи моделируют для детей способность выносить несовместимости и прорабатывать их, опираясь на удовлетворяющие и любовные аспекты процесса взаимоотношений, предшественники которого — в ранних взаимоотношениях матери и ребенка (Mahler, 1963, 1971; Winnicott, 1953, 1965). А чтобы сепарация-индивидуация могла произойти и интернализоваться, необходима способность выносить то, что Блатт и Бехрендс (Blatt & Behrends, 1987) называют нарушениями удовлетворяющих взаимоотношений.

Я определяю интернализацию как межличностное и межсистемное событие, несмотря на ее внутрипсихический характер. Блатт и Бехрендс утверждают: «Интернализует не только ребенок, но и осуществляющие заботу родители» (Blatt & Behrends, 1987, p. 285). При неизбежных переменах, нарушениях и неожиданностях, сопровождающих любые значимые отношения, интернализации обычно возникают у обоих индивидуумов, обеспечивая ряд более богатых, более комплексных психологических матриц и межличностных отношений, которые могут служить новой возможностью для последующей интернализации и психологического роста. Но в семьях, где родители сопротивляются оплакиванию утрат и неспособны интернализовать эти утраченные объекты из-за недостатков развития Эго в семейной структуре, дети могут оставаться более или менее застрявшими на тех же самых уровнях дисфункции в развитии, где остановились их родители.

Например, ко мне направили семью из шести человек, обозначенная проблема — затруднения с учебой у младшего ребенка. Предпоследний по старшинству ребенок, похоже, функционировал как идеальное дитя родителей, лишенное любых проблем или беспокойств. Двое старших детей занимались семейным бизнесом вместе с отцом. На первых оценочных сессиях семьи быстро проявилось взаимодействие супругов как основная область конфликта. Исследование историй обоих супругов показало, что каждый из них пережил ранние значимые потери и травматические нарушения в семье. Оба супруга были высокообразованными людьми, прекрасно функционирующими социально и межличностно, высокомотивированными и способными сотрудничать во всех областях, кроме двух.  Их несогласия были сосредоточены на сыне, идентифицированном пациенте, и на сексе. По мере развертывания процессов лечения один из двоих старших детей, Сэм, задействованный в семейном бизнесе, стал новым центром внимания. Самый старший ребенок, очень разумный и компетентный, Сэм безустанно работал, чтобы доказать, что заслуживает ту должность, которую ему предложил отец, г-н З. В конечном итоге стало ясно, что Сэм вошел в семейный бизнес, стараясь установить остро желанные отношения с отцом. Дома Сэм ощущал отчуждение отца, любимчиком которого был младший сын. Из-за затруднений Сэма с отцом он поддерживал такую близость с матерью, которая граничила со слиянием. Мать Сэма воспринимала сына во взаимоотношениях с ней как ребенка-супруга, замещая удовольствием и близостью с ним то, чего не могла получить с мужем. После смерти матери г-жи З., когда ей было двенадцать лет, она чувствовала, что ее подавляет и постоянно пугает отец. От г-жи З. ожидалось, что она будет ласковой и общительной с отцом, всегда будет находиться рядом с ним, когда он дома. Если она не слушалась, отец подвергал ее суровой критике и иногда физическому наказанию. Повинуясь отцу, г-жа З. отреклась от ненависти к нему. Однако вследствие этого г-жа З. боялась маскулинности мужа и обращалась к сыну, чтобы выразить свои любовные чувства. Она дорожила эстетической интуитивной стороной Сэма, поскольку та стимулировала ее глубокие и давние желания получать материнское понимание и заботу, желания, которые не осуществились в ее браке.

Сэм, желая быть ближе к отцу и заслужить его восхищение, изо всех сил соревновался с братьями за контроль над компанией. Он не осознавал той глубокой потребности, которую удовлетворял, смягчая разочарование матери в брачных отношениях. Он чувствовал глубокую фрустрацию и отсутствие интереса к семейному бизнесу, но продолжал надеться, что, занимаясь этой работой, в конце концов получит от отца то, чего больше всего хотел. Сначала Сэм был не в состоянии выразить словами свое страдание или понять, чего он хочет, но в ходе лечения осознал желание покинуть компанию. Вскоре после того, как распознал это желание Сэм женился и медленно совершил индивидуацию от матери. По мере продвижения в индивидуальном лечении Сэма в его браке наступил тяжелый кризис, когда он впал в короткую, но острую депрессию. В своей терапии Сэм оплакивал утраченную надежду, что отец будет любить его таким, какой он есть. В то время Сэм покинул компанию и вернулся к учебе, чтобы строить научную карьеру, о которой давно мечтал. Брак Сэма привел к кризису в развитии отношений его родителей. Благодаря супружеской терапии отношения родителей улучшились и отец решил поддерживать Сэма в научной карьере, стал способным радоваться талантам и достижениям сына.

Постепенно родители Сэма стали более близкими друг другу, когда каждый из них достиг понимания взаимоотношений с собственными родителями. У Сэма с женой родилось несколько детей, и мать Сэма стала преданной бабушкой, способной играть с внуками и радоваться тому опыту с ними, которого у нее не было с собственными детьми.

Способность обоих родителей и сына оплакивать то, что каждый не смог получить в отношениях друг с другом, и интернализовать аспекты этих утраченных объектов привела к свободе предпринимать новые идентификации и находить творческие способы воспринимать друг друга в настоящем, таким образом выстраивая важную новую психологическую историю вместе.

Способность родителя выдерживать утрату может влиять на решение исключить детей из семейного предприятия или привлечь к нему, – либо определять это решение. Говоря о включении или исключении, я имею в виду более широкий спектр этих проблем, например, дети чувствуют себя обязанными посещать тот же колледж или университет, что и их родители, осваивать те же профессии или выстраивать свои отношения либо управлять деньгами согласно требованиям семьи. Вот еще один пример, иллюстрирующий этот аспект отношений родителей и взрослеющих детей.

Молодая женщина по имени Джоэнн, двадцати семи лет, начала лечение с жалобой на тревогу. Она происходила из очень успешной семьи, и ее отец, г-н Т., из пяти детей избрал именно ее одну идти по его стопам. Г-н Т. рассчитывал, что дочь будет управлять компанией, следуя его указаниям, усматривая в сыновьях собственное отторгнутое ощущение дефектности. Предназначение Джоэнн заключалось в том, чтобы представлять ту надежность и успех, к которым стремился отец, тогда как он скрыто ощущал, что его в любой момент могут разоблачить как неудачника. Г-н Т. боялся жены и чувствовал себя бессильным перед тем, что воспринимал как ее требовательное и контролирующее поведение. В детстве г-н Т. стыдился своего отца, который был продавцом, и мать г-на Т. его откровенно презирала. С юного возраста целью г-на Т. было стать богатым и успешным, заместить своего отца и удовлетворить материнское желание иметь мужчину, который бы поддерживал ее, которым она бы могла восхищаться. Теперь, будучи женатым взрослым человеком, г-н Т. чувствовал, как и его отец, что жена его атакует и унижает. Развился супружеский сговор, в котором как г-н, так и г-жа Т. поддерживали жертвование автономией дочери. Присутствие Джоэнн в семейном бизнесе было призвано удовлетворять важные нужды обоих ее родителей. Г-жа Т., женщина с чрезвычайно развитой системой фальшивой самости, с депрессией в степени от умеренной до тяжелой, скрытой под ее любезным и приятным поведением с другими людьми, сливалась с Джоэнн в стремлении воспроизвести посредством идентификации свои детские отношения с успешным отцом, который умер вскоре после того, как г-жа Т. вышла замуж, и оставался ею идеализированным. В семейном ракурсе мы можем предположить, что скрытая фоновая депрессия г-жи Т. как во взрослом, так и, возможно, детском возрасте, развилась как компромисс с требованиями ее семьи быть лояльной, самоотверженной и выглядеть счастливой, что способствовало развитию у нее личины фальшивой самости. Воспроизводя собственный детский опыт, г-жа Т. вовлекла Джоэнн в отношения, очень похожие на те, которые она переживала со своими родителями, – требующие лояльности и не допускающие дисфорических аффектов. Послушность Джоэнн удовлетворяла потребности ее матери в контроле и ослабляло страх г-жи Т., что ее бросят. То, что Джоэнн оставалась привязанной к родителям, также предохраняло г-на Т. от столкновения со своей неспособностью выносить интенсивные негативные чувства его жены. Не достигшие разрешения и неоплаканные чувства г-на Т. к своей матери он отрицал и смещал на жену.

Джоэнн начала лечение, остро осознавая свои затруднения в поддержании интимных отношений с мужчинами. Ситуация постепенно улучшилась, когда она стала прорабатывать проблемы сепарации и индивидуации от обоих родителей и их проективные идентификации с ней. В конечном итоге Джоэнн решила оставить образовательную программу, которая была обязательным условием для того, чтобы она стала вице-президентом семейного бизнеса.

Обсуждая процесс психоанализа Левальд (Loewald, 1960, p. 230) отмечал: «зрелые объектные отношения характеризуются не одинаковостью связей, но оптимальным спектром связей и способностью относиться к различным объектам соответственно именно их уровням зрелости». Способность родителей взаимодействовать в оптимальном спектре связей обеспечивает возможность, которую Дикс (Dicks, 1967, p. 229) описывает следующим образом: «…полноценные брачные отношения … как цель … отвечают потребности детей в стабильной родительской диаде, объединенной в любви, как в оптимальном условии для роста их личностей». Эта форма отношений дает детям возможность безопасно либо оставаться в семейной структуре, либо покидать ее как отдельные и уважаемые индивидуумы, которые не служат «контейнерами» (Bion, 1959) для индивидуальных или совместных проективных идентификаций родителей.

В завершение я бы хотел поделиться с вами высказыванием поэта Рильке:

«В браке, мне кажется, вопрос не в создании быстрого сообщества духа разрыванием и разрушением всех границ, но скорее хороший брак тот, в котором каждый назначает другого хранителем его одиночества и выказывает ему это доверие, наибольшее, которым он в силах удостоить. Единство (togetherness) двух людей невозможно, и где оно как будто все-таки существует, это стесняющее взаимное соглашение, лишающее либо одного супруга, либо обоих наиполнейшей свободы и развития. Но когда принято понимание того, что даже самых близких людей продолжают разделять бесконечные расстояния, у них может сложиться чудесная жизнь рядом друг с другом, если они сумеют любить расстояние между ними, позволяющее каждому из них видеть другого целиком на фоне открытого неба!» (Rilke, 1975)

 

[1] Рабейну Шломо Ицхаки, больше известный как Раши, в своем комментарии к Библии предположил, что эта фраза, «будут одна плоть», означает появление ребенка, поскольку это общая плоть мужчины и женщины.  

[2] Этот доклад был представлен на заседании Общества психоанализа организаций 28 мая 1991 года.

[3] Хочу поблагодарить доктора Сэма Киршнера, поощрявшему меня писать этот доклад; доктора Сьюзен Розбрау-Райш, познакомившей меня с понятием творческого повторения; и доктора Лестона Хейвенса, моего наставника и учителя. Также хочу поблагодарить доктора Майкла Райша за его интеллектуальный вклад в написание этого доклада.  

[4] Здесь мы не будем рассматривать различие между до-эдипальным и эдипальным конфликтом.

[5] Огден (Ogden, 1979, p. 357) описывает проективную идентификацию как «группу фантазий и сопутствующих им объектных отношений, связанных с избавлением самости от нежелательных аспектов самости; помещением этих нежелательных «частей» в другого человека; и наконец с «возвращением» модифицированной версии исторгнутого».  

Литература: 
  1. Anthony, J.E. & Benedek T. Parenthood its Psychology and Psychopathology.  Boston: Little, Brown and Company, Inc., 1970.
  2. Beavers W.R. Psychotherapy and Growth: A Family Systems Perspective.  New York: Brunnel Mazel, 1977.
  3. Bergmann M.S. On the Fate of the Intrapsychic Image of the Psychoanalyst after Termination of Analysis.  Symposium on “Clinical Perspectives on Termination” Western New England Psychoanalytic Society; Division for Psychoanalysis (39) of the American Psychological Association, p. 137-153, 1987.
  4. Blatt S.J. & Behrends R.S. Internalization, Separation-Individuation, and the Nature of Therapeutic Action.  International Journal of Psychoanalysis, 68, 279-297, 1987.
  5. Bion W.R. Experiences in Groups and Other Papers.  New York: Basic Books, 1959.
  6. Dicks H.V. Marital Tensions. London: Routledge and Kegan, 1967.
  7. Freud S. (1905) Three Essays on the Theory of Sexuality. Standard Edition, VII.
  8. Freud S. (1907). Delusion and Dreams in Jensen's Gradiva. Standard Edition, IX.
  9. Freud S. (1914) Remembering Repeating and Working Through. Standard Edition, XII.
  10. Loewald H. On Therapeutic Action of Psychoanalysis. International Journal of Psycho-Analysis, 41, 16-33, 1960.
  11. Mahler M.S. Individuation: The Psychological Birth of the Human Infant.  Psychoanalytic Study of the Child, 29, 89-106, 1974.
  12. Mahler M.S. Thoughts about Development and Individuation. Psychoanalytic Study of the Child, 18, 307-314, 1963.
  13. Meissner W.W. The Conception of Marriage and Family Dynamics from a Psychoanalytical Perspective. In: Marriage and Marital Therapy: Psychoanalytic, Behavioral, and Systems Perspective. (Ed. By T.J. Paolino & B.S. McCready). New York: Brunner Mazel, pp. 25-88, 1978.
  14. Rilke R.M. Rilke on Love and Other Difficulties.  New York: W.W. Norton, 1975.
  15. Rosbrow-Reich S. Identity and Growth: A Psychoanalytic Study of Divorce. Psychoanalytic Review, 75 (3), 419-441, 1988.
  16. Russell P. Necessary Attachments, Necessary Losses: The Role of Loss in the Repetition-Compulsion Symposium, unpublished, 1988.
  17. Slavin M. The Dual Meaning of Repression and the Adaptive Design of the Human Psyche. Journal of the American Academy of Psychoanalysis, Vol. 18 (No. 2), 1990.
  18. Strachey J. The Nature of Therapeutic Action in Psychoanalysis. International Journal of Psychoanalysis, 15, p. 167-159, 1934.
  19. Weinshel E. Some Observation on the Psychoanalytic Process. Psychoanalytic Quarterly, 53, p. 63-92, 1984.