Ментализация по Пьеру Марти. Используемое в психосоматике представление о динамике, топографии и экономике психического функционирования

Год издания и номер журнала: 
2022, №2
Автор: 

Примечание: Перевод осуществлен по: Vincent M. (2010) Pierre Marty’s Mentalization: A Concept about the Dynamic, Topography, and Economic of the Mental Functioning as it is Used in Psychosomatic." Moscow, 2010, October, the 22d.

 

Пьер Марти (1918-1993) хорошо представлен в энциклопедической статье Розин Дебре (Debray, 2002). Он был психиатром, психоаналитиком. членом Парижского психоаналитического общества (Societe Psychanalytique de Paris), президентом которого он стал в 1969 году. Его считают главой Парижской Психосоматической школы, которую он основал с несколькими другими своими коллегами. Среди них Мишель де М’Юзан, внесший вклад в описание опертуарного мышления (de M’Uzan, 1962). Позднее, вместе с Мишелем Фейном он организовал Институт психосоматики, IPSO (1972), работа которого включала в себя преподавание и проведение научных исследований в Centre d’Enseignement et de Recherche Psychosomatique (CERP). Центр дневного ухода, l’Hopital de la Poterne des Peupliers, был открыт в 1978 году, и теперь носит его имя: Hopital Pierre Marty. Я буду ссылаться в основном на работу Пьера Марти 1991 года. 

Люди переживают возбуждения, вызываемые инстинктами и влечениями. Я понимаю, что эти три понятия – возбуждение, инстинкты и влечения – вероятно, заслуживают некоторого введения. Мы можем вернуться к этому вопросу в ходе дискуссии. Жизненные события затрагивают аффекты и вызывают возбуждения, которые должны либо получать разрядку, либо течь (Freud S., 1950/1898). Для этого люди могут обращаться к умственной работе и поведению, которое задействует представления и двигательную активность (возможно, связанную с умственным трудом). 

Предположение Пьера Марти заключается в том, что отсутствие разрядки и движения потока приводит к накоплению возбуждения, которое рано или поздно становится причиной заболеваний соматических органов (Freud S., 1900a; 1901b; 1920g). Постоянной задачей психического аппарата является обеспечение динамической функции, направляющей возбуждение специфическим для каждого человека образом. 

Ментализация 

Ментализация не является изолированным понятием, Пьер Марти ссылается также на такие факторы как представления, идеи и их динамику. Это понятие появилось в начале 1970 года при рассмотрении психических представлений, их количественных и качественных характеристик. 

У человека, психические представления отвечают за наше психическое функционирование. Днем они являются основой для формирования фантазии. Ночью, во время сна, они предоставляют элементы сновидения и скрытые мысли. Прямо или косвенно психические представления используются в отношениях с другими людьми постоянно. 

Пьер Марти приводит следующий клинический пример (Marty, 1991): «У меня в руке носовой платок. Я вспоминаю, что его мне дал мой двоюродный брат, который теперь уже умер. Я помню его смерть, и то, как хорошо его коллеги помогли с похоронами. Я очень благодарен им за то, что они присматривали за ним, когда он болел. Я также вспоминаю о своей семье, которую я только что навестил, приехав в страну, и я чувствую себя виноватым из-за того, что не посетил вдову моего двоюродного брата. У меня не было на это времени. Я навещу ее следующим летом.» 

В этом клиническом примере, фактическое восприятие (платок) вызывает представление (мой теперь уже умерший двоюродный брат), которое обнаруживает связи с ассоциациями и аффектами (благодарность его коллегам, вина перед вдовой двоюродного брата), относящимися как к прошлым, так и к будущим отношениям с людьми. 

Психиатрам известна роль представлений, – их простая роль при галлюцинациях и гораздо более сложная роль при бреде, когда представление относится к разным периодам жизни и появляется соответственно новой организации. 

Врачи тоже знакомы с психическими представлениями, которые варьируют у разных пациентов, с краткими или подробными записями в картах болезни, с ассоциациями и аффектами, относящимися к периодам, о которых они сообщают. 

Ментализация как понятие, вытекает из работы психоаналитика с некоторыми соматическими пациентами. Их более позднее психическое функционирование нарушалось – регулярно или только на время болезни – особым образом, отличным от невротического пациента знакомого психоаналитику. 

Фрейд интересовался психоневрозами, при которых ментализация не являлась проблемой. Однако, фрейдовские открытия и теория психического функционирования делают возможной аналитическое понимание психосоматических расстройств, так как в своих трудах он описывает предсознательную область психики, связанную и с бессознательным, и с сознательным, где представления о вещах и аффекты связываются со словесными представлениями. 

Представления, их прогрессивная организация в развитии человека

Представления формируются после первого восприятия, вызывающего следы памяти, и обычно ассоциируется с удовольствием или неудовольствием (Freud S., 1911b). 

Предсознательное (Freud S., 1950; 1900a; 1915e) – это область представлений и формирования связей между ними. Психоанализ проводит различие между представлениями о вещах и словесными представлениями. 

Представления о вещах (Freud S., 1900a SE. V) связаны с реальностью посредством чувственного восприятия. Они объединяют сенсорную и перцептивную деятельность, а также различные формы поведения (например, выполнение чего-то в определенном порядке). Они могут быть связаны с аффектами, но не могут делать это сами по себе – производить ассоциацию идей. Психический аппарат плохо управляет ими. 

Словесные представления (Freud S., 1900a; SE. IV; 1915e) формируются после восприятия слов, произнесенных другими людьми. Прежде всего, они имеют сенсорное происхождение и качество представлений о вещах. Это первое качественное изменение, соответствующее индивидуальному развитию. Словесные представления появляются в отношениях между матерью и ребенком, и распространяются на все другие, что позволяет человеку развивать внутреннюю речь. Они (словесные представления) являются основой для объединения идей. 

Как правило, словесные представления, связанные с представлениями о вещах, образуют систему предсознательного. Например, «кукла» воспринимается младенцем как видимая вещь, которой он может коснуться. В процессе взросления, к ней добавляется аффективное качество, чтобы она могла рассматриваться как «ребенок». Позже, для подростка и взрослого, она приобретает метафорическое качество сексуальной женщины. Этот набор смыслов регистрируется в предсознательном. 

Необходимо отметить, что соответственно после дезорганизации предсознательного вследствие патологии, словесное представление может потерять свое качество (утратить аффективные, символические и метафорические элементы), приобретенные в ходе развития. Тогда слово «кукла» может передавать смысл только детской игры в «куклы». 

Ночные сновидения отражают качество представления, в данный момент характерное для человека. Иногда, сновидения дополняют дневные представления, затрудняя возможность различения  их и действия, которое было или будет выполнено. Они обеспечивают небольшую ассоциацию идей. Напротив, даже простая картина может обнаружить множество ассоциаций идей с аффектами, а символ, за внешним своим содержанием приводит к их скрытому содержанию и реальному смыслу. 

Количественные и качественные свойства психического представления в системе предсознательного отмечались уже давно. Количество характеризует накопление на разных этапах развития человека – в младенчестве, в раннем детстве и в детстве. Примером является накопление значений слова «кукла». 

Качество представления в системе предсознательного обнаруживается, если: (1) возможно его именование, (2) доступны связи с иными представлениями. Например, семейная интрига во время болезни или новое значение, добавленное к более ранним в ходе развития слова «кукла». Они постоянно доступны. Тем не менее, доступ к ним может быть прерван или пугать, при избегании или подавлении в результате дезорганизации системы предсознательного. 

Представления, являющиеся недостаточно хорошими или недопустимыми, делают невозможной психическую работу 

Причин для такой недостаточности представлений много: 

I - Причиной может быть врожденный или приобретенный сенсомоторный дефицит у ребенка, поскольку эти функции являются основополагающими для перцептивного элемента представления. Трудности могут быть зрительными, двигательными или связаны с нарушениями слуха. 

II - Причиной могут быть подобные дисфункции у матери, так как слепой или глухой матери трудно строить обычные отношения со своими детьми. 

III - В отношениях матери и ребенка чаще оказывается либо избыток эмоций, либо их недостаток или дисгармония. В этих случаях мы находим мать с тяжелыми соматическими заболеваниями, в депрессии, в состоянии гиперактивности, авторитарную или не заботящуюся о своих детях. Мы также можем здесь встретить мать большого семейства, что делает трудным для нее обеспечение достаточно хорошего ухода каждому из ее многочисленных детей. 

При таких обстоятельствах, на разных уровнях развития младенца и ребенка сенсорных, моторных, аффективных и вербальных структур, включающих систему представлений, мы сталкиваемся с отсутствием представлений или с представлениями, недостаточными для овладения словами, связанными с аффектами и символами. Такое отсутствие или недостаток не может восстановиться спонтанно и может ускользнуть от специализированной психотерапии. Собранные здесь нарушения отличаются от симптомов, обнаруживаемых при олигофрении, поскольку в интеллектуальном плане психическая структура наших пациентов функционирует нормально. 

Представления могут быть недоступны, несмотря на их приобретенность 

Эта недоступность обусловлена избеганием или подавлением психического представления. Найти причину, ответственную за это может быть крайне трудно. Недоступность может быть также вызвана психической дезорганизацией. Как правило, обнаруживаются три источника психической дезорганизации: 

I - Она может быть обусловлена насилием и недовольством, вызванным впечатлениями, полученными в младенчестве и раннем детстве, которые дезорганизуют представление, вытекающее из этих впечатлений. 

Позже, эти представления не только избегаются или подавляются; избегание и подавление распространяются на все последующие представления, аффективно связанные с первоначальным. В этом случае вытеснение предсознательного в бессознательное не происходит, поскольку такое представление не создает дериватов бессознательного; но при определенных обстоятельствах представление может появиться вновь, и снова исчезнуть. 

II - Психическая дезорганизация может возникнуть в результате конфликтов с представлениями, сильно нагруженными инстинктами и влечениями, враждебными ранней психической структуре и функционирующими как идеал, который выполняет функцию цензуры (после исследования ранних влечений, они, в силу такой своей двойственности, привносят нарциссизм в психосоматическое нарушение). Позже, когда представление с прямыми или косвенными, эротическими или агрессивными целями становится предсознательным и сознательным, оно подавляется и трансформируется: 

  • В начальный период, представления и аффекты, связанные с этими представлениями, не появляются. 
  • В более поздний период, отдельные представления могут появиться вновь без присутствовавшего в первом периоде аффекта, что делает невозможной ассоциацию идей, свойственную психической жизни. 

Подавление психического представления связано с подавлением действий, также заряженных эротическими и агрессивными инстинктами и влечениями. 

III - Психическая дезорганизация может быть связана с перевозбуждением, которое всегда дезорганизует систему. В этом случае возбуждение поражает психический аппарат, часто находящийся на самом продвинутом уровне, которым мы считаем Эдипову организацию на генитальном уровне. 

В лучшем случае, может произойти регресс. Мы еще вернемся к этому, говоря о процессах ментализации и соматизации. Регрессия стремится к ранее сформировавшимся паттернам жизнедеятельности, которые Фрейд описал как системы фиксации, вызывающие психические симптомы невротического характера: оральные, анальные и пре-генитальные; в целом же психическая организация сохраняет свое функционирование. 

В худшем случае, достаточно хорошая организация ранней жизнедеятельности не формируется. В этом случае психические симптомы не возникают, вместо этого происходит дезорганизация психического аппарата: 

Понятно, что невротическая организация психики может служить защитой от более обширной дезорганизации. Определить исходные элементы, свидетельствующие о такой дезорганизации, всегда трудно, поскольку они являются негативными элементами, результатом отсутствия; такими элементами являются: 

  • Депрессия, для которой характерно снижение тонуса; ее называют эссенциальной депрессией или безобъектной депрессией. 
  • Предсознательное, утратившее свою функцию: словесные представления недоступны для ассоциирования идей, которое является обычным для психической жизни человека. 

Эти механизмы (избегание, подавление и психическая дезорганизация) ответственны за неспособность психического аппарата прорабатывать накапливающиеся возбуждения: можно сказать, что бессознательное «принимает в себя», но ничего «не отдает», бессознательные дериваты отсутствуют. Несмотря на ранние предсознательные приобретения, несмотря на улучшение прогнозов психоаналитической психотерапии, в психическом функционировании имеют место трудности. аналогичные тем, что были описаны ранее (I), – представления разрушаются в результате насилия и недовольства, вызванных воспринимаемыми впечатлениями. 

Различные формы ментализации 

Количественные и качественные свойства представлений различны у разных людей и у каждого человека в разные периоды жизни. 

I - Иногда кажется, что представления отсутствуют. Иногда их появляется меньше. В другое время впечатлений может быть так много, что для представлений не остается места. Может также снижаться качество представлений, например, когда слово «кукла» ассоциировано исключительно с детской игрой. 

У таких людей способность думать ограничивается; это приводит к тому, что вызываемые в процессе жизнедеятельности внешние и внутренние возбуждения могут выражаться только через поведение. Так Пьер Марти описывал «поведенческие неврозы» и «плохо ментализированные неврозы», у последних недостаточность количественных и качественных свойств меньше, чем у первых. Он также хотел включить в эту группу людей с «недостаточно развитым предсознательным» и людей с «дезорганизацией предсознательного». Разницу между двумя последними бывает трудно оценить на первом интервью. 

II - Это также люди с хорошим уровнем ментализации. Это свойство отчетливо видно, когда в распоряжении у человека много представлений и много связей, обеспечивающих ассоциации идей, количество которых возрастало в ходе индивидуального развития, приобретая новые символические и аффективные значения. Это случай описанных Фрейдом «психоневрозов», а также «хорошо ментализированных неврозов», при которых симптомы хуже организованы, чем при психоневрозах; эти симптомы более хрупкие и ассоциативные – обсессивные (анальные) или фобические (оральные); при психоневрозах их меньше. Более часты также черты характера и повторяющееся поведение. 

III - Неврозы с неясной ментализацией. Они стоят между плохо ментализированными неврозами и хорошо ментализированными неврозами. В этой категории мы иногда находим хорошо ментализированных пациентов с ужасно бедными мыслями. Вариации количественных и качественных свойств представлений иногда поражают. 

В этой группе мы находим людей, переживавших более или менее длительные периоды отсутствия новых представлений, избегаюших или подавляюших их. 

Неясность в отношении ментализации является результатом количественных и качественных изменений в представлениях, наблюдающихся непосредственно в процессе оценки, а также следует из впечатлений исследователя относительно изменений в предыдущий период жизни человека: период эссенциальной депрессии и регресса представлений и поведения. 

Дополнение о поведении и конфликте 

Индивидуальная экономика поведения и конфликтов является очень важной и должна хорошо пониматься. 

Поведение 

Когда психические представления снижаются, для человека становится затруднительной ментальная проработка охвативших его возбуждений, у него не остается никаких иных способов справиться с ними, кроме поведенческих (если таковые возможны). Следовательно, склонность к действиям не всегда означает полное отсутствие психической жизни. 

Поведение, в большей или меньшей степени связанное с аффектами, основано на сенсомоторной активности, представляющей собой обширную область, которую мы все время используем в соответствии с нашей природой и обстоятельствами. 

Действия могут происходить в отсутствие актуальных словесных представлений, например, при эротической деятельности, прямой агрессии, истерическом кризисе, спланированной или механической активности (при опертуарном мышлении (pensee operatoire), которое я предпочел бы перевести как «конкретное мышление» («matter of fact thinking»), кукла – это только кукла и ничего более). Обычно же, множество психических представлений и ассоциаций идей приходит до или одновременно с осмысленной деятельностью. Стиль поведения иного рода может встретиться в случаях, когда действия высвобождают часть возбуждения, связанного с влечениями, как при более или менее театральных отношениях актеров и при физических упражнениях (ходьба, употребление алкоголя или курение), которые на время уменьшают возбуждение. Такие действия могут давать возможность для более спокойной проработки. 

Стремление к действию может также приводить к сублимации сексуального и агрессивного поведения в искусстве, ремеслах и спорте. 

Следует иметь в виду, что поведение, задействующее сенсомоторную активность, может не приводить к уменьшению возбуждения, если этой деятельности препятствуют физическая недостаточность, несчастный случай или болезнь. Люди с такими ограничениями теряют возможность использовать действия. 

Конфликты 

Психоаналитик рассматривает конфликт как интрапсихический или ментализированный. Конфликты выражают враждебное отношение к требованиям или к возникающим в нашем психическом аппарате противоречивым тенденциям бессознательного, предсознательного или сознательного качества. В этом случае при «психоневрозах» и «хорошо ментализированных неврозах» можно ожидать достаточно хорошую ментализацию. 

Конфликты уходят своими корнями в младенчество и детский период полового развития. Такие конфликты включают в себя эротические и агрессивные влечения на разных уровнях: например, оральном, анальном и генитальном. Мы также имеем психические функции более или менее подавляющие влечения: Эго-идеал и Супер-эго, а интрапсихические конфликты основаны на связанных с ними предсознательных представлениях и аффектах. 

Представления, обусловленные влечениями, часто вытесняются из предсознательного в бессознательное. При вытеснении, конфликты меньше осознаются, но при этом продолжают отвечать за внутреннюю структуру психоневрозов и симптомы, среди которых на первом месте стоит тревога, как «сигнал опасности». 

О конфликте часто свидетельствуют сновидения с ассоциациями идей и возможные интерпретации в ходе психоанализа и психотерапии – возбуждение, идущее от влечений, противостоит запрету. Они проливают свет на раннее детство человека, указывая на столкновение различных комплексов: например, кастрационной тревоги и эдиповой организации. 

В отсутствие психотерапии, спонтанно, более или менее скрытые конфликты проявляются и становятся активными под влиянием новых событий (эротических и агрессивных), что вызывает возбуждение. Они возникают более активно после болезненной утраты, утраты объекта любви, потери физической функции (зрительной, слуховой или двигательной) или профессии. 

Что происходит дальше у людей с хорошей ментализацией? Чаще всего, усиление обычных симптомов возникает одновременно с симптоматической депрессией (еще одна нарциссическая проблема) и увеличением количества и остроты тревоги; в итоге, могут также возникнуть беспрецедентные проявления. На самом деле, новые возбуждения и представления присоединяются к массе существующей ментальной конфликтной деятельности, которая поглощает их рано или поздно, более или менее болезненно. 

При появлении соматических симптомов, они остаются нарушениями, которые могут спонтанно исчезнуть, – человек привыкает к экземе и желудочной боли. 

При недостатке представлений (как в случае «поведенческих неврозов» или «плохо ментализированных неврозов»), ситуация меняется, поскольку, например, эротическое и агрессивное возбуждение или потеря любимого объекта, не может приводить к представлениям, и не присоединяется к массе психической деятельности, которой здесь просто нет. Что же произойдет? Обычные эротические и агрессивные возбуждения могут приводить к прямому возбуждению, выражающемуся прямо и быстро (например, поцелуй или крик), к сексуальным действиям или телесному насилию, помогающим разрядить возбуждение. 

Но человек может не признавать того, что переживание имеет свою цену. Родительский и социальный запрет, запрет, который не был проработан, вряд ли заставит человека отказаться от подобных действий. В распоряжении у него остаются известные поведенческие системы, телесная активность и сублимации. 

При столкновении с потерей любимого, но малознакомого объекта, может произойти относительно «сухая потеря», без печали, которая в других найдет замену утрате и боли ... до новых отношений, аналогичных утраченным. Это также может быть случай потери профессиональной позиции, или телесной функции (кроме тех случаев, когда они предотвращают выражение посредством поведения). 

Рассматривая течение возбуждения, ставшее возможным благодаря психической проработке человеком с «достаточно хорошей ментализацией», Пьер Марти описывает то, насколько хрупкими и неустойчивыми оказываются защиты, имеющиеся у человека с «недостаточной ментализацией» и помогающие ему справляться с возбуждениями, вызванными жизненными событиями. 

Когда система предсознательного не функционирует, не получившие разрядку возбуждения накапливаются. Развивается «эссенциальная депрессия». Тогда возбуждение может стать разрушительным, приводя к прогрессирующей дезорганизации соматической системы. 

Ментализация и соматические процессы 

Рассмотрим теперь связь между различными ментализациями и основными соматическими процессами: 

  • Если обусловленное влечениями возбуждение соответствует среднему и мало накапливается, у человека с достаточно хорошей ментализацией соматические заболевания, как правило, спонтанно обратимы. 
  • Если обусловленное инстинктами и влечениями возбуждение преобладает, то человек с недостаточной ментализацией подвержен риску тяжелой соматической болезни. 

Теперь перейдем к противопоставлению регрессии и прогрессирующей дезорганизации. В ходе индивидуального развития, в период формирования плода и в младенчестве, фиксируются некоторые основные соматические функции и функции соматических отношений (в основном, с матерью в сфере питания, выделения и умственного функционирования). Такие фиксации происходят вследствие трудностей, возникших при задержке созревания сопутствующих функций, что не позволяет им принять участие в общем развитии личности. 

Функциональная фиксация, которая позже будет приводить к регрессии, имеет двойное значение: 

(I) отрицательное, поскольку хрупкие функции, задействованные в фиксации, в большей мере подвержены последующей патологии, основным соматическим заболевания, а также родственным соматическим и психическим заболеваниям. 

(II) положительное значение: будучи «резервуаром» для жизненной энергии, они в большей мере способны сопротивляться дезорганизации, которая может быть даже остановлена. 

Регрессия состоит в частичном возврате к ранней функциональной фиксации. Она выглядит более или менее патологической, но имеет защитную функцию, связанную с глобальной витальной экономикой человека. 

Регрессии могут возникать в любое время, неожиданно, в любом месте и в любой функциональной системе. Регрессия обычно происходит по следующему шаблону: 

  • Избыток аффективных возбуждений. 
  • Мягкая психическая дезорганизация с депрессией и с более или менее выраженными симптомами, связанными с психической регрессией.
  • Психическая регрессия с увеличением тревоги; в этом случае появляется больше симптомов, таких как фобия и, иногда, характерологические и поведенческие расстройства. 
  • Соматическую дезорганизацию часто трудно заметить в клинической работе. 
  • Соматическое заболевание завершает процесс дезорганизации. 

Многие соматические заболевания, такие как астма, экзема, гастрит, язва, боли в позвоночнике, головная боль, односторонняя головная боль отвечают этим регрессивным паттернам. Все соматические расстройства являются болезнью с кризисом, с беспокоящей частью тела, и остановкой развития. Они не вызывают угрозу смерти. 

Медицинское лечение помогает, и может быть необходимо для облегчения кризиса. Психотерапия служит укреплению психических защит не столько ради избавления от болезни, сколько для уменьшения значимости и повторяемости кризиса. Психотерапия может быть дополнена также релаксацией. 

Соматические заболевания регрессивного типа часто встречаются у «достаточно хорошо ментализированных» пациентов. Хорошая по качеству ментализация проявляется в обильных и качественных психических представлениях. В процессе регрессивной соматизации это хорошее качество обусловлено симптоматической психической регрессией в характере и поведении, которые предшествуют или появляются одновременно с соматизацией. 

Иначе обстоит дело в случае «прогрессирующей дезорганизации», которая возникает у человека с недостаточной ментализацией. В данном случае, в фокус внимания попадают: 

  • Поведенческие неврозы. 
  • Плохо ментализированные неврозы. 
  • Предсознательная дезорганизация. 
  • Представления, недоступные вследствие настойчивого избегания и длительного подавления представлений. 

Динамика прогрессирующей дезорганизации направлена против развития человека и соответствует следующим паттернам: 

  • Постоянное или повторяющееся перевозбуждение накапливается на аффективном уровне в отсутствие какой-либо психической проработки, имея мало возможностей для организации течения возбуждения или его разрядки посредством действий. 
  • Психическая дезорганизация, развивается более или менее быстро в зависимости от устойчивости раннего предсознательного функционирования. Несвязанный психический аппарат легко дезорганизуется. 
  • Эссенциальная депрессия часто развивается по образцу ранней депрессии у ребенка, или же проявляется выраженная депрессия, которая была до этого скрытой (иногда, «механической жизнью» –опертуарная жизнь, vie operatoire). 
  • Психическая регрессия отсутствует, но есть симптомы. Психическая жизнь ограничивается «вещественными представлениями», без каких-либо ассоциаций идей. Иногда, еще до возникновения у человека психосоматического дистресса, всепроникающая тревога (которая отличается от тревоги, выполняющей функцию сигнала опасности) связывается с представлениями. 
  • Соматическая дезорганизация, иногда, с серией заболеваний, необычными по своей форме и развитию в сравнении с болезнями регрессивного типа. Знакомый человеку кризис болезни может оказаться первым симптомом прогрессирующей дезорганизации. Такой симптом-предвестник должен насторожить врача. 
  • Постепенно могут возникать тяжелые заболевания. Латентный период может длиться более или менее долго в зависимости от заболевания и личности. Они также могут вспыхивать без предварительного сигнала соматического заболевания. 

При столкновении с прогрессирующей дезорганизацией обнаруживаются такие соматические заболевания, как сердечно-сосудистые, аутоиммунные или рак. Ход болезни может меняться, но каждая из них угрожает человеку смертью. Лечение должно быть медицинским и хирургическим. Психотерапия направлена на восстановление максимально возможного психического функционирования. В случае тяжелого нарушения ментализации, целью является восстановлении максимально возможной структуры (ментализации и поведения) и максимально возможного функционирования, соответствующего наилучшему уровню биологической защиты человека. 

В случае с раком, психотерапия нацелена также на замедление развития болезни, в лучшем случае – на ее остановку, поскольку разрушение опухоли является неотложной задачей. Психотерапия должна быть начата как можно раньше одновременно с медицинским онкологическим лечением и в конечном итоге заменить его. 

В ситуации с любой патологией, обратимой или развивающейся, психотерапия помогает максимизировать эффективность и минимизировать риски; проводиться она должна полностью подготовленным аналитиком, прошедшим длительный тренинг в качестве аналитика, работающего с такими пациентами, тренинг, подразумевающий обретение теоретического и клинического опыта. 

В заключение 

Психосоматическое исследование направлено на прояснение психического функционирования, связанного с соматическими функциями. Мы имеем некоторое представление об этом, но мы еще далеки от исчерпывающего понимания. 

Психосоматика является важной частью современной медицины. Она развивается на трех уровнях: клиническом, теоретическом и техническом. Ее полем деятельности является психотерапия пациентов, страдающих соматическими заболеваниями, а также предотвращение развития соматических заболеваний. Многие медики беспокоятся, так же, как и мы, о пациентах и их болезнях. Мы рады разделить эту задачу. Мы стремимся к обмену мнениями, чтобы дать большее облегчение нашим пациентам. 

 

Перевод с английского Александра Шуткова

Редакция Ирины Коростелевой

 

Литература: 
  1. SE: The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, published in London, The Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis.
  2. Debray Rosine, «Marty Pierre», in A.de Mijolla, Dictionnaire Internationale de la Psychanalyse, Paris, Calmann-Levy, 2002.
  3. Fain Michel, (1974), & Kreisler L., Soule M., L’enfant et son corps, Paris, PUF, 1974 (1997) Nevrose de caractere et mentalisation, in Rev. Franc. Psychosom, 1997, 11, pp : 7-17.
  4. Freud S. (1950, 1888-1892), Extracts from the Fliess Papers, SE I.
  5. Freud S. (1900a), The Interpretation of Dreams, SE IV & V.
  6. Freud S. (1901b), The Psychopathology of Every Day Life, SE VI.
  7. Freud S. (1900a), The Interpretation of dreams, SE IV.
  8. Freud S. (1905c), Jokes and their Relation to the Unconscious, SE VIII.
  9. Freud S. (1911b), Formulations on the Two Principle of Mental Functioning, SE XII.
  10. Freud S. (1914c), On Narcissism: An Introduction, in SE XIV.
  11. Freud S. (1915 e), The Unconscious, SE XIV.
  12. Freud S. (1920g), Beyond the Pleasure Principle, in SE XVIII
  13. Marty Pierre, (1956), & M’Uzan M. de, Clinique et Pratique Psychosomatiques, in Nacht S., La Psychanalyse d’Aujourd’hui, Paris, PUF, 1956.
  14. Marty Pierre, (1963), L’Investigation Psycho-Somatique, Paris, PUF, 1963.
  15. Marty Pierre, (1967), Regression et Instinct de mort, hypotheses a propos de l’observation psychosomatique, in Rev. Franc. Psychanal., 1967, XXXI, n°5-6, pp: 1113-1126.
  16. Marty Pierre, (1976), Les Mouvements Individuels de Vie et de Mort-1, Essai d’economie psychosomatiques, Paris, Payot, new ed. 1998.
  17. Marty Pierre, (1980), Les Mouvements Individuels de Vie et de Mort-2, L’Ordre Psychosomatique, Paris, Payot, new ed. 1998
  18. Marty Pierre, (1991), Mentalisation et Psychosomatique, Les Empecheurs de penser en Rond.