Когнитивно-поведенческая терапия аддикций: от теории к практике

Год издания и номер журнала: 
2022, №2

Комментарий. Первоначально эта статья была опубликована в журнале Наркология 2021; 20(11): 60-67. DOI: 10.25557/1682-8313.2021.11.60-67 Печатается с разрешения авторов

Аннотация

Представлено описание феномена зависимости преимущественно через призму когнитивного подхода. Показана роль когнитивной уязвимости и дисфункционального мышления в формировании и подержании аддикции. Обсуждена связь между мыслям, и убеждениями индивида и влечением к ПАВ. Представлены вмешательства из арсенала когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), предназначенные для профилактики рецидива у лиц с синдромом зависимости.

Ключевые слова: наркотическая зависимость, крейвинг, когнитивно-поведенческая терапия, психотерапия.

Введение. Аддиктивные расстройства – это психопатологические состояния, возникающие в результате повторного употребления психоактивных веществ (ПАВ), как легальных, так и нелегальных, или совершения индивидом определенных поведенческих актов (т.н. «психоактивных действий» (ПАД), например, участия в азартных играх) (Брюн, 2020).

Термин «аддикция» возник из латинского корня «addicere» со значением «обожать», «отдавать себя хозяину» (Coombs, 2005). «Addictus» – означает «преданный», «увлеченный» или «постоянный». Исторически, это понятие использовалось скорее в положительном смысле, включая добродетельное пристрастие к религиозной вере, и не ассоциировалось с наркотиками. Так, Св. Апостол Павел в 1-ом послании к Коринфянам 16:15, писал: «Прошу вас, братия вы знаете семейство Стефаново, …они посвятили (в англ. addicted) себя на служение святым» («addicted themselves to the ministry of the saints») (Alexander, 2014). Только в конце XIX в. «аддикцией» стала обозначаться зависимость от наркотиков.

Аддикция (addiction) или «зависимость» проявляется в компульсивном поиске и употреблении наркотиков/алкоголя (или участия в азартных играх), потере контроля при попытке сократить употребление или уменьшить прием и развития негативного эмоционального состояния при внезапном прекращении или лишении доступа (Olivier, 2017, Deborah 2006, Koob, 2011).

Психоактивные вещества, вызывающие пристрастие и привыкание, преимущественно взаимодействуют с нейросетями расположенными в среднем мозге, миндалевидном теле и переднем мозге и захватывают контроль над четырьмя основными механизмами:

  1. Механизмы вознаграждения, включая непосредственное ощущение удовольствия от употребления психоактивных веществ, а также способность ПАВ повышать гедонистические ответы индивида, усиливая приятные ощущения от деятельности, которая сопровождается с их приемом.
  2. Механизмы внимательности (mindfulness) – ассоциируется с обостренной способностью замечать стимулы, связанные с ПАВ. «Внимательность» поддерживается балансом между возбуждающими и тормозящими нейронными механизмами, реализуемыми главным образом посредством глутамата и ГАМК соответственно. По мере формирования зависимости, у пациентов формируется особая, аномальная интенциональность к сигналам окружающей среды, указывающим на возможность употребления («запах укропа = мефедрон»), включая легкость обнаружения «поводов» для употребления («получка», «пятница», «стресс», «обида», «встреча», «не могу заснуть», «гнев», «боль»). Это может проявляться также, например, в навязчивом поиске «закладок» и в легкости идентификации других наркопотребителей и пр.
  3. Механизм значимости, который отражает приоритеты в жизни человека, варьирующиеся от примитивных реакций направленных на выживание, до действий, предписываемых высшими мотивами. «Значимость», подчеркивает степень важности, которую индивид придает стимулу, связанному с конкретным веществом и отражает выраженность мотивации – реагировать стремлением к поиску ПАВ, либо заняться другой, альтернативной деятельностью.
  4. Механизм поведенческого контроля – это способность брать под контроль активность, осуществляемую «сверху вниз» от извилин лобных долей к нижним ядрам переднего и среднего мозга. Исполнительная функция связана со способностью выявлять конфликтующие мысли, прогнозировать будущие последствия текущих действий и осуществлять социальный «контроль» (сила подавлять действия или убеждения, которые могут привести к неприемлемым результатам). Нейронные механизмы контроля обеспечивают способность человека адаптировать свое поведение под социальный контекст и корректировать его согласно не сиюминутным побуждениям, а долгосрочным планам и целям (Heather, 1999, Robinson, 2008, West, 2013).

Есть значительные индивидуальные различия в восприимчивости, которые могут отражать генетические и семейные факторы, опыт неблагоприятных событий в раннем возрасте, влияние ближайшего окружения и социальной среды, психологические травмы, наличие у индивида сопутствующих ментальных расстройств, таких как тревога, ПТСР, депрессия, БАР, СДВГ и пр., а также расстройства личности (West, 2013). Также установлено, что более ранний возраст начала приема наркотиков связан с ускоренным формированием зависимости (Volkow, 2021).

Психологические механизмы формирования аддикции:

  1. Классическое (павловское) обусловливание – это процесс научения (формирования условно-рефлекторных реакций), при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый. Люди формируют ассоциации между контекстом и наркотиками. В результате, определенные места, запахи, звуки, внешний вид, обстановка, предметы, люди (в первую очередь т.н. «соупотребители» и/или наркодилеры) и даже дни недели (например, «пятница»), могут спровоцировать появление/усиление крейвинга и рецидив зависимости.
  2. Оперантное обусловливание – это процесс научения, реализуемый посредством влияния последствий поведения на само поведение. Поведение, которое приносит удовольствие, имеет тенденцию повторяться, а поведение, приводящее к неприятным последствиям, повторяется с меньшей вероятностью. Позитивный эффект употребления ПАВ действует как подкрепление и таким образом влияет на последующее использование.
  3. Механизм социального обучения – обучение происходит не только на собственном опыте, но и через наблюдение чужого поведения (обучение на моделях поведения). Этот механизм подчеркивает важность влияния социальной среды и окружения в приобретении навыков, связанных с употреблением ПАВ личности (Coombs, 2005, West, 2013).

Когнитивная психология делает акцент на изучении психологических процессов, лежащих в основе обработки информации. Когнитивные процессы включают в себя восприятие, внимание, размышление, научение, использование языка, категоризацию, перегруппировку и манипулирование сохраненной информацией, синтез, хранение в памяти, принятие решений, поиск и метапознание (Newell, 2008).

Когнитивная модель рассматривает процесс и содержание мышления как причины психологических проблем индивида. В 1962 году Альбертом Эллисом была представлена дискретная модель «ABC», которая впоследствии многократно уточнялась как им самим, так и другими теоретиками когнитивистами в частности А. Беком (Muran, 1991).

В модели «А → В → С», первое звено цепочки «A» – это активатор (триггер) то, что инициирует, запускает процесс, «В» – это убеждения (beliefs), представления о ситуации и интерпретации, которые люди делают относительно активатора «А». «Убеждение» – это ментальные представления об объектах, событиях или ситуациях зафиксированные в форме утверждений, которые признаются субъектом истинными, верными. И наконец «C» – это телесные (физиологические) реакции, эмоции и действия (поведение). Эмоциональное состояние зависит от восприятия ситуации, особенно от мыслей и убеждений по этому поводу. Чувства возникают не из-за событий самих по себе, а из-за мыслей об этих событиях. Тем не менее, когнитивные, аффективные процессы и поведенческие реакции никогда не переживаются изолированно – как утверждал А. Эллис – «они неразрывно взаимосвязаны и никогда не могут рассматриваться полностью отдельно друг от друга» (Muran, 1991).

Базовые основы когнитивной теории психопатологии заявляющей, что в основе психологических нарушений лежит искаженное мышление, происходящее из дисфункциональных убеждений, были разработаны более 55 лет назад, подтверждены эмпирически и подкреплены рядом исследований (Beck, 2005). Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на когнитивной теории психопатологии. Чтобы добиться устойчивых психотерапевтических результатов, необходимо выявить, оценить и изменить дисфункциональные мысли и убеждения (Бек, 2006). Цель лечения состоит в том, чтобы помочь пациенту выявить его неадаптивные психологические установки, модифицировать мышление, которое приводит к эмоциональному расстройству и достичь изменений в поведении (Beck, 2008).

КПТ также подчеркивает, что дефицит навыков совладания и процессы социального научения играют важную роль в развитии, продолжении злоупотребления ПАВ и рецидивах. Психотерапия, осуществляемая в рамках КПТ, ориентирована на настоящее, а не на прошлое, и помогает выявлять триггеры, запускающие цепочку мыслей, приводящих к рецидиву, избегать их или справляться с ними (Автономов, 2016).

Аддикция с точки зрения когнитивного подхода

Аддиктивные расстройства многофакторны по природе и многообразны в своем проявлении. В случае аддикции наблюдается дизрегуляция в системах: вознаграждения, внимания, рабочей памяти, эмоциональной регуляции, принятия решения, управления болью и стрессом (Robinson, 2008, West, 2013). Для понимания феномена «зависимости» было разработано множество моделей и когнитивная модель аддикции – это одна из них. Согласно когнитивной модели аддикции, неблагоприятные события детства и травматический опыт ранней жизни способствует формированию дисфункциональных установок (т.н. когнитивной уязвимости). Эти неблагоприятные события включают в себя в первую очередь:

  1. Физическое насилие.
  2. Сексуальное насилие.
  3. Серьезное эмоциональное насилие и отвержение ребенка (Ganson, 2021, Lippard, 2020).

Ранний болезненный опыт формирует негативные убеждения (например, о собственной беспомощности, непривлекательности или никчемности), затем становящиеся краеугольным камнем, на котором строится аддикция. На старте формирования зависимости, употребление ПАВ является проявлением любопытства, влияния социального научения и доступности веществ, а также способности выносить их эффекты. Однако в дальнейшем, употребление становится все более и более внутренне инициированным (мотивированным). Все психоактивные вещества и психоактивные действия нацелены на систему вознаграждения в ЦНС, вызывая положительные эмоции и/или избавляя субъекта от негативных чувств и состояний (двухфакторная модель научения – положительное и отрицательное подкрепление). Вначале доминирует положительное подкрепление, однако затем первое место занимает подкрепление отрицательное (движение от импульсивности  к компульсивности) (Field, 2008). Индивиды, столкнувшись с негативными эмоциональными состояниями, такими как тревога, страхи, скука, трудность социальных контактов, неловкость в обществе, ощущение своей неполноценности, печаль, гнев или жалость к себе, обнаруживают, что эти чувства и состояния уменьшаются, или даже полностью устраняются посредством ПАВ. После повторений опыта копинга, люди научаются тому, чтобы не ждать того момента, когда они могут столкнуться с негативными состояниями и начинают принимать ПАВ заранее при одной угрозе возникновения негатива, «в профилактических целях». Ожидание негатива, приводит к эскалации употребления ПАВ. В результате злоупотребления наступают негативные последствия, которые мотивируют индивида решать их посредством ПАВ. Так образуется замкнутый круг аддикции: у человека формируется система убеждений, верований идеализирующих ПАВ и оправдывающих его употребление, которое теперь кажется ему жизненно необходимым.

Отличительной чертой любых «зависимостей» является продолжение аддиктивного поведения, несмотря на сознательно выраженные намерения положить ему конец и воздерживаться от употребления (McCusker, 2001). С точки зрения когнитивного подхода это происходит потому, что «зависимость» поддерживается благодаря ошибкам мышления – когнитивным искажениям, действующих в «автоматическом режиме». Когнитивные ошибки – это систематические искажения в человеческом мышлении, заставляющие субъекта мыслить и действовать предвзято, по иррациональным шаблонам (Beck, 2008). Когнитивная предвзятость – это быстрая, автоматизированная (бессознательная) тенденция предпочитать одну определенную информацию другой и готовность формировать и укреплять определенные мысленные представления на основе неких «избранных фактов».

Зависимым людям в голову приходят мысли, которые поддерживают употребление ПАВ, препятствуют отказу от наркотиков и способствуют рецидиву после попытки бросить. Когнитивные искажения обычно не осознаются, и человеку кажется, что он поступает рационально, исходя из здравого смысла. Отсюда отнюдь не обязательно следует, что потребители ПАВ менее осведомлены о негативных последствиях зависимости. Зависимые лица могут быть даже более осведомлены, чем большинство населения, о том, что негативные последствия аддиктивного поведения перевешивают положительные, однако это знание их не останавливает (Plant, 1992). Опыт также показал, что первичная профилактика наркопотребления, реализуемая путем информирования населения о вреде наркотиков может быть контрпродуктивной (McCusker, 2001, Plant, 1992). Все это может свидетельствовать о том, что процессы, управляющие аддиктивным поведением, по крайней мере, частично, не осознаются и находятся вне волевого контроля (McCusker, 2001)

Вероятно, это происходит, потому что на ранних стадиях формирования аддикции, первоначальные эффекты веществ или психоактивных действий закладываются в памяти как мотивационно заряженные когнитивные схемы-убеждения (ожидание, предвкушение, одобрение, оценка, смакование). Формируются «семантические» связи между представлениями о поведении и результатами такого поведения. Со временем эти схемы-убеждения (например, «Наркотики – это весело!») становятся более прочными и начинают функционировать в автоматическом режиме. Активация этих имплицитных схем, как в одну сторону («наркотики» = «расслабление»), так и в другую («расслабление» = «наркотики») мотивирует на продолжение употребления. Tiffany & Carter (1998) предположили, что когда индивидом предпринимаются попытки остановить автоматизированную схему действий по употреблению наркотиков или, когда она блокируется по внешним причинам (отсутствие доступа к ПАВ), то у человека возникает дискомфортный опыт «крейвинга». Это состояние может быть немедленно облегчено путем возврата к аддиктивному поведению, что замыкает порочный круг зависимости (Tiffany, 1998). То есть Tiffany & Carter рассматривают «крейвинг» как результат прерывания автоматизированных схем поиска наркотиков.

Автоматические процессы, управляющие аддиктивным поведением, истощают целенаправленные когнитивные ресурсы, необходимые для преодоления ситуаций «высокого риска» у людей, пытающихся воздержаться. Отвлечение когнитивных ресурсов для поиска информации, связанной с обслуживанием «аддикции» приводит к дефициту несвязанной с ПАВ когнитивной активностью. Рецидив возникает на фоне ослабления процессов оценки угроз и ухудшения качества обработки информации (т.н. «утрата здравомыслия») (Field, 2008). Как мы уже отметили ранее, убеждения, связанные с аддиктивным поведением, могут действовать на автоматическом, неосознанном уровне (однако, это не значит, что их в принципе невозможно сознать). Основатель КПТ А. Бек выделил три дисфункциональных убеждения лиц зависимых от ПАВ:

  1. «Мне станет хорошо» (положительные ожидания).
  2. «Это помогает мне» (это облегчит мои страдания).
  3. «Могу себе это позволить» (убеждения о вседозволенности, позволяющие перейти от размышления к действию) (Beck, 1993).

Вышеуказанные убеждения активируются в определенных, предсказуемых триггерных ситуациях, однако эти ситуации сами по себе не являются непосредственной причиной употребления наркотиков. Согласно КПТ негативные базовые (фундаментальные) убеждения человека, сформированные в результате болезненного опыта детства (убеждения о собственной беспомощности и/или непривлекательности), активируют систему убеждений, связанных с позитивными ожиданиями в результате употребления ПАВ («Мне станет хорошо») или инициируют запуск мыслей об облегчении, которое им принесет ПАВ. Как результат, возникает аффективный побуждающий ответ – аддиктивное влечение (крейвинг, тяга). Запуск крейвинга, приводит к активации убеждения – «Я могу себе это позволить», разрешающего перейти от желания к действию по поиску и употреблению ПАВ. Прием ПАВ, в свою очередь, стимулирует воспоминания о (приятных) прошлых переживаниях в состоянии опьянения, и эти мысли-воспоминания провоцируют желание продолжать принимать ПАВ, чтобы продлить и усилить субъективные эффекты.

Пути решения проблемы рецидива аддикции в рамках когнитивной модели

Как указывал N. Heather (1998): «Аддикция... лучше всего определяется неоднократными провалами воздерживаться от употребления наркотиков, несмотря на принятые ранее решения» (Heather, 1998).  В рамках КПТ рецидив зависимости рассматривается как результат активации определенных дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная терапия направлена в основном на реструктуризацию системы убеждений, которые имеют мотивационное значение (McCusker, 2001). Целью вмешательства является психологическое просвещение, выявление и замена дисфункциональных убеждений на адаптивные, повышение самоэффективности, внушение надежды и обретение пациентами нового опыта удовлетворенности жизнью. На основе метаанализа исследований 34 рандомизированных клинических и контрольных групп, было установлено, что КПТ оказалась эффективной на уровне 0,45 (средний диапазон) (McHugh, 2010). Основные стратегии КПТ включают в себя функциональный анализ проблемного поведения, выявление триггеров, когнитивное реструктурирование, техники самопоощрения и самоконтроля, развитие навыков сопротивления аддиктивному влечению, управления рисками и образом жизни.

Под триггерами понимаются любые событийные факторы и аффективные состояния, которые способствуют активации крейвинга. Триггеры к употреблению ПАВ, включают в себя определенные эмоциональные и физические состояния, некоторые межличностные контакты, места и ситуации, включающие в себя социальное давление, наличие средств на покупку ПАВ, а также мысли и убеждения (например: «Я безнадежен», «Я должен употребить», «От одного раза ничего плохого не произойдет»). Как указывала Джудит Бек: «Когнитивная терапия – это образовательная терапия, цель которой – научить пациента быть самому себе терапевтом. В когнитивной терапии особое внимание уделяется профилактике рецидива» (Бек, 2006). На первоначальном этапе пациентов следует ознакомить с концепцией «триггеров» и показать их роль в рецидиве зависимости (см. рисунок №1).

Рисунок №1. Взаимосвязь триггеров, образов, внутреннего диалога и крейвинга

Триггеры, запускающие мысли об употреблении и крейвинг, должны быть идентифицированы. Затем следует совместно с пациентом оценить степень риска каждого триггера (от 1 до 10), составив индивидуальную карту ситуаций высокого риска, в котором каждому триггеру будет присвоен свой ранг опасности (например: красный, оранжевый или желтый). Полученные данные могут быть использованы специалистом в дальнейшей работе для организации тренинга совладания путем ролевого проигрывания ситуаций, составления рационального плана действий, изготовления копинг-карточек или экспозиции (Автономов, 2016).

В своей практике, мы обычно просим наших пациентов проанализировать конкретный эпизод тяги к алкоголю или наркотикам, определив, что послужило «триггером» (см. таблицу №1).

Таблица №1. Анализ триггеров, образов, мыслей, силы и длительности крейвинга.

Далее мы просим вспомнить, что именно они увидели своим «внутренним взором» и предлагаем нарисовать соответствующую картинку. Затем мы просим реконструировать внутренней диалог, дословно записав, какие именно мысли приходили в голову пациенту.

Мышление – это деятельность, которая осуществляется в закрытом пространстве психического аппарата. Мышление связано с репрезентациями, фантазиями и определенными видами эмоций и чувств, которые активируются в процессе работы нейронов ГМ. Мы мыслим посредством образов, «картинок» и/или посредством внутреннего диалога.

Пациенты наркологической клиники, оказавшись в триггерной ситуации, зачастую в своем уме видят не картинку – статичный образ, а «гифку» (GIF) – динамичную последовательность из нескольких «зацикленных» кадров со специфическим содержанием, ассоциируемым с объектом зависимости или с результатом употребления (например, сцены «прихода», образ холодного напитка или глотка, сцена выигрыша в азартную игру, «джекпота» и пр.). Ментальные образы можно рассматривать как ключевой компонент когнитивных процессов, связанных с крейвингом (Kavanagh, 2009). Восприятие пациентом «гифки», связанной с ПАВ или ПАД часто приводит к возникновению физиологических симптомов (сжатие в груди, сердцебиение, потливость и пр.). Обычно эта «гифка» сочетает в себе элементы воспоминания о реальном опыте так и фантазии. Часто наблюдается вторжение мультисенсорных образов, напоминающих грезы наяву (Kavanagh, 2005). Охват различных сенсорных систем, включая воображаемый вкус, запах, ощущение в носоглотке и пр. и выраженность телесных реакций и яркость мысленных образов цели, положительно коррелирует с интенсивностью последующего крейвинга (Kavanagh, 2009). Ментальные образы обычно сопровождаются навязчивыми мыслями – внутренним диалогом, оправдывающим или разрешающим употребление («В этот раз все будет по-другому», «Это не имеет значение! Да и черт с ним!»). С точки зрения КПТ, не триггер сам по себе вызывает крейвинг, а набор ментальных образов, мыслей и убеждений относительно события-триггера, которые возникают у субъекта.

Далее с образами, зафиксированными в результате выполнения этого упражнения, можно работать с помощью техник арт-терапии – вырезать их, наклеить на чистый лист бумаги и нарисовать продолжение. Например, мы предлагаем пациентам дорисовать серию комиксов про то, что, по их мнению, может случиться дальше. Задача творчески развить историю из одного образа, разорвав зацикленность и превратив «гифку» в «диафильм», в котором есть начало, середина и финал – последствия употребления. Как правило, получается серия кадров с хорошим началом и печальным концом, из серии «ожидание – реальность». Таким образом, происходит «расколдовывание» и «обезвреживание», сопровождающее изменение аффекта – снижением/исчезновением крейвинга. Этот результат согласуется с данным экспериментального исследования, согласно которому, демонстрация картинок с изображением финала употребления ПАВ, вызывает значительно меньшее желание употребления, чем просмотр кадров, на которых показана подготовка к употреблению (Mucha, 1999).

Для выявления промежуточных убеждений мы внимательно анализируем мысли пациентов относительно употребления наркотиков. Промежуточные убеждения эвристичны – это правила, предписания и инструкции, на основании которых возникают тактики. Многие промежуточные убеждения зависимых лиц буквально «лежат на поверхности» и доступны для дальнейшей работы. Совместно с пациентом, «отфильтровав» его убеждения относительно ПАВ, мы подвергаем их пристальному рассмотрению и анализу. Так информация, полученная в результате анализа колонки «Мысли, «внутренний диалог»», может пролить свет на дисфункциональные убеждения пациентов о наркотиках, об употреблении, о контроле и о восприятии самого себя в контексте аддикции. Эти убеждения, как правило, включают в себя:

  1. Убеждение, связанное с чрезмерным позитивным ожиданием и предвкушением положительных эффектов в результате употребления ПАВ («Это будет отрыв!», «Употребление – это удовольствие!»).
  2. Убеждение об отсутствии «зависимости» и о возможности контроля употребления и аддиктивного поведения, произвольно, по своему усмотрению («В этот раз я не буду употреблять много!», «Только один раз!»).
  3. Убеждение о возможности минимизации негативных последствий употребления ПАВ («Никто не узнает», «От одного раза ничего не будет!»).
  4. Убеждение о неспособности справиться с эмоциями и проблемами без употребления ПАВ («Это невыносимо!», «Я не могу справиться без употребления», «Мне необходимо забыться»).
  5. Убеждение об оправданности употребления («Я имею право, я заслужил», «Я уже долго воздерживался», «Все употребляют, это несправедливо!»).
  6. Убеждение в своей беспомощности и неспособности справиться с крейвингом и аддикцией («Бороться бесполезно!», «Я все равно употреблю, так зачем себя так мучить!?»).

В качестве мета-убеждения, согласно нашим наблюдениям, выступает убеждение о короткой продолжительности жизни («Я умру молодой», «До 30-ти», «Вступлю в Клуб 27»). По этой причине часть наркозависимых не планируют и не пытаются сделать карьеру, жениться, выйти замуж, завести детей, дожить до старости и пр. Пациент убежденный, что он умрет молодым, часто рассуждает в логике Ивана Карамазова, ведет себя максимально рискованно («как в последний день»), не пытается сохранить трезвость и здоровье.

Выявив убеждение пациента (часто их сразу несколько), мы просим расписать его в таблице (см. таблицу №2).

Таблица №2. Анализ старых убеждений и формулирование новых

В таблице мы подвергаем убеждение пациента тщательной проверке, используя техники сократического диалога, анализа генеалогии убеждения и приведения аргументов «за» и «против».

Затем можно оценить «вес» каждого аргумента по отдельности (от 1 до 10), дабы получить сумму баллов по двум графам, чтобы их сравнить. После проведенной работы, мы просим повторно оценить степень веры пациента в истинность его старого убеждения, и сформулировать новое, более рациональное убеждение. Мы не спорим с пациентом, мы не пытаемся его переубедить (что только усиливает сопротивление), а обучаем, как  подвергать сомнению убеждения. Данное вмешательство, осуществляемое последовательно и повторно, может реструктуризировать систему убеждений пациента, которая имеет мотивационное значение.

Итак, когнитивно-поведенческие вмешательства, представляют собой комплекс структурированных методик, основанных на когнитивной модели и теории социального научения, необходимых для изменения поведения, связанного со злоупотреблением ПАВ. Данный подход основан на духе сотрудничества, что способствует преодолению пассивности и чувства безнадежности, часто сопровождающий аддикцию. В рамках КПТ психолог или врач может научить пациента как стать самому себе психотерапевтом, обучая его как распознавать и оспаривать свои дисфункциональные мысли и убеждения, которые сопровождают и поддерживают употребление ПАВ. Выявление триггеров и ситуаций высокого риска рецидива и повышение осведомленности о последствиях способствует большей самоэффективности. КПТ это активная форма вмешательства, которая включает в себя занятия со специалистом и выполнение домашних заданий. Задачей КПТ помощь пациенту увидеть как под воздействием триггера, активируется его дезадаптивные убеждения и то, как они сформировалась. В процессе психотерапии пациент может убедиться в искаженном характере старых схем, начать сомневаться в их истинности и сформировать новые более адаптивные убеждения («Я свое уже выпил», «Я не могу употреблять наркотики без последствий», «Тяга – это просто реклама, она обещает больше чем дает», «Справлялся раньше, справлюсь и сейчас» и т.д.), и обнаружить более рациональные способы думать о себе, о ситуации, о других людях, будущем и мире в целом.

Annotation

Cognitive Behavioral Therapy for addictions: from theory to practice.

The description of the phenomenon of addiction is presented mainly through the prism of the cognitive approach. First, we explain the role of cognitive vulnerability and dysfunctional thinking in the formation and maintenance of an addiction. Then tried to explain the relationship between the thoughts and beliefs of an individual and his craving. Finally, the article presents interventions from the arsenal of cognitive-behavioral therapy (CBT), designed to prevent relapse in persons with addiction syndrome.

Keywords: drug addiction, craving, cognitive-behavioral therapy, psychotherapy.

Литература: 
  1. Автономов, Д. А.,  Дегтярева, Т.П. Триггеры к употреблению ПАВ и методы психотерапии. Наркология 15.2 (2016): 26-33.
  2. Бек Дж. Когнитивная терапия: Полное руководство. Киев: Вильямс, – 2006. 396 с.
  3. Брюн Е.А., Михайлов М.А., Автономов Д.А. Измененные состояния сознания, психоактивные вещества и психоактивные действия. Москва, – 2020. 190 с.
  4. Alexander B.K. The rise and fall of the official view of addiction.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.brucekalexander.com/articles-speeches/277-rise-and-fall-of-the-official-view-ofaddiction-6. – 2014. (дата обращения 27.06.2021)
  5. Beck, Aaron T. The evolution of the cognitive model of depression and its neurobiological correlates. American Journal of Psychiatry 165.8 (2008): 969-977.
  6. Beck, Aaron T. The current state of cognitive therapy: a 40-year retrospective. Archives of general psychiatry 62.9 (2005): 953-959.
  7. Beck A.T., Wright F., Newman C., Liese B. Cognitive Therapy of Substance Abuse. New York: The Guilford Press. – 1993.
  8. Coombs R.H., Howatt W.A. The addiction counselor's desk reference. John Wiley & Sons, 2005.
  9. Field, Matt, Tim Schoenmakers, and Reinout W. Wiers. Cognitive processes in alcohol binges: a review and research agenda. Current drug abuse reviews 1.3 (2008): 263-279.
  10. Ganson, Kyle T., et al. Associations between Adverse Childhood Experiences and Performance-Enhancing Substance Use among Young Adults. Substance Use & Misuse 56.6 (2021): 854-860.
  11. George, Olivier, and George F. Koob. Individual differences in the neuropsychopathology of addiction. Dialogues in clinical neuroscience 19.3 (2017): 217.
  12. Hasin, Deborah, et al. Substance use disorders: diagnostic and statistical manual of mental disorders, (DSM‐IV) and International Classification of Diseases, (ICD‐10). Addiction 101 (2006): 59-75.
  13. Heather, Nick. A conceptual framework for explaining drug addiction. Journal of Psychopharmacology 12.1 (1998): 3-7.
  14. Kavanagh, David J., Jon May, and Jackie Andrade. Tests of the elaborated intrusion theory of craving and desire: Features of alcohol craving during treatment for an alcohol disorder. British Journal of Clinical Psychology 48.3 (2009): 241-254.
  15. Kavanagh, David J., Jackie Andrade, and Jon May. Imaginary relish and exquisite torture: the elaborated intrusion theory of desire. Psychological review 112.2 (2005): 446.
  16. Koob, George F. Theoretical frameworks and mechanistic aspects of alcohol addiction: alcohol addiction as a reward deficit disorder. Behavioral neurobiology of alcohol addiction (2011): 3-30.
  17. Lippard, Elizabeth TC, and Charles B. Nemeroff. The devastating clinical consequences of child abuse and neglect: increased disease vulnerability and poor treatment response in mood disorders. American journal of psychiatry 177.1 (2020): 20-36.
  18. McCusker, Christopher G. Cognitive biases and addiction: an evolution in theory and method. Addiction 96.1 (2001): 47-56.
  19. McHugh, R. Kathryn, Bridget A. Hearon, and Michael W. Otto. Cognitive behavioral therapy for substance use disorders. Psychiatric Clinics 33.3 (2010): 511-525.
  20. Mucha, R.F., A. Geier, and P. Pauli. Modulation of craving by cues having differential overlap with pharmacological effect: evidence for cue approach in smokers and social drinkers. Psychopharmacology 147.3 (1999): 306-313.
  21. Muran, J. Christopher. A reformulation of the ABC model in cognitive psychotherapies: Implications for assessment and treatment. Clinical psychology review 11.4 (1991): 399-418.
  22. Newell, Ben, and Arndt Bröder. Cognitive processes, models and metaphors in decision research. Judgment and Decision making 3.3 (2008): 195.
  23. Plant M.A., Plant M. Risk-takers: Alcohol, drugs, sex, and youth. Psychology Press, 1992.
  24. Robinson, Terry E., and Kent C. Berridge. The incentive sensitization theory of addiction: some current issues. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences 363.1507 (2008): 3137-3146.
  25. Tiffany, Stephen T., and Brian L. Carter. Is craving the source of compulsive drug use?  Journal of Psychopharmacology 12.1 (1998): 23-30.
  26. Volkow, Nora D., et al. Prevalence of substance use disorders by time since first substance use among young people in the US. JAMA pediatrics (2021). https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2020.6981
  27. West R., Brown J. Theory of addiction. (2nd ed.). Oxford: Wiley-Blackwell, 2013. DOI: 10.1002 / 9781118484890