поиск контакты карта сайта
Научно-практический журнал электронных публикаций
Основан в 2000 г. Институтом Практической Психологиии и Психоанализа
 
 Главная 
 Все статьи 
 Авторы 
 Рубрики 
 Специальные темы 
 Информация для авторов 
 Образование 
 Консультация 
 Контакты 

Поиск по сайту


Подписка

Изменение параметров

Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Концептуализация проблем и постановка целей

Год издания и номер журнала: 2015, №4
Автор: Кормьер Ш. / Хакни Г.
Комментарий: Глава из книги Кормьер Ш., Хакни Г. «Стратегии и интервенции психологического консультирования», которая готовится к выходу в свет в издательстве Наумов и Наумова


Аннотация

Статья рассматривает природу проблем клиента и постановку целей как реалистичных предпосылок решения проблем. Через признание и постановку целей консультант начинает понимать направление, в котором будет развиваться консультирование.

Ключевые слова: консультирование, концептуализация, потребности, постановка целей, процессуальные и конечные цели.


Теперь следует рассмотреть такие важные вопросы консультирования, как природа проблем клиента и постановка практических целей для разрешения этих проблем. За этим стоят философские вопросы, потому что существуют разные способы определения человеческих проблем. Мы не сможем ответить на эти философские вопросы за вас. В действительности, возможно, на эти ответы уйдет большая часть вашей профессиональной карьеры. Здесь представлена точка зрения, которой мы придерживаемся в данное время. Мы находим это полезным, потому что наш подход предполагает сфокусировать внимание не только на наших клиентах, но и на том мире, в который они возвращаются по окончании консультативной сессии,– мире, в котором их проблемы реальны.

МИР КЛИЕНТА

Что приводит клиентов на консультирование? Ответ на этот вопрос (более чем на любой другой) раскрывает вашу роль консультанта. Это обезоруживающе простой вопрос, но не из тех, к которым можно относиться легко. Мы начинаем со следующего ответа: клиенты приходят на консультирование, столкнувшись с проблемами, которые они в одиночку не способны понять или разрешить, или когда их собственные стратегии совладания с проблемой перестают работать.

У всех людей есть определенные базовые потребности. Сюда входят потребности в безопасности, питании, выживании, принадлежности к общности людей, любви и самоуважении. В своей классической статье Джурард (Jourard, 1963, pp. 33–38) дает этим потребностям следующие полезные для консультирования, определения.

1. Потребности выживания. Все люди заботятся о самосохранении и безопасности, включая физиологическую и физическую безопасность. Хотя люди не всегда могут распознавать угрозы своей физиологической безопасности, они все же распознают свои реакции на эти угрозы: растущую тревогу, неточное или ограниченное восприятие окружающего мира и все более неадекватное поведение.

2. Физические потребности – это потребность в питании, крыше над головой, материальном доходе, отсутствии боли, отдыхе и восстановлении затраченной энергии. Если эти потребности остаются неудовлетворенными или искажаются (как, например, при переедании или мигренях), реакцией на это становится невозможность получить удовлетворение от осуществления других потребностей (например, страдающему мигренями трудно удовлетворять потребности в любви и сексе). В качестве другого примера можно привести случаи с клиентами, чьи физические потребности не удовлетворяются в результате катастрофы (природной или дела рук человека). Они настолько сосредоточены на выживании и основных физиологических нуждах, что потребности более высокого уровня, такие как привязанность, честолюбивые притязания, психическое здоровье, свобода и т. п., перекрываются базовой, почти инстинктивной, заботой о безопасности и выживании.

3. Потребность в любви и сексе. Эти потребности на глубоко личном уровне связаны с другим человеком. Люди осознают значение этих потребностей в ходе развития и часто понимают, насколько они сильны, только когда переживают потерю близких отношений. Если эти потребности не удовлетворяются, люди начинаются сомневаться в своей способности любить и быть любимыми, находиться и в других, более широких, отношениях или в своей способности давать что-то другому человеку и получать что-то от него. Когда такая потеря случается, нетрудно понять, почему авторы теорий горя обсуждают потерю как отвержение.

4. Потребности в статусе, успехе и самоуважении. Эти потребности мотивируют людей на достижения в глазах окружающих, на завоевание уважения, доверия или восхищения. Если эти потребности не удовлетворяются, людям не хватает самоуважения и уверенности, или они «переигрывают», демонстрируя преувеличенное и искусственное самоуважение и самоуверенность.

5. Потребность в психическом здоровье. Когда эта потребность удовлетворяется, люди чувствуют себя правильно функционирующими. Если она не удовлетворяется, люди перестают быть самими собой, они разочарованы, дезориентированы и склонны впадать в отчаяние.

6. Потребность в свободе. Это потребность чувствовать себя независимым и способным делать собственный выбор либо отказываться от выбора. Если эта потребность не удовлетворяется, люди чувствуют себя ограниченными какими-то рамками и недооцененными или неоцененными.

7. Потребность принимать вызов. Это потребность в том, чтобы быть активным, ориентироваться на будущее, обретать новые возможности. Если эта потребность не удовлетворяется, люди страдают от скуки, бессмысленности существования или внутренней пустоты.

8. Потребность в когнитивной ясности. Это стремление к решению конфликтов ценностей, идей и призваний в человеческой жизни, потребность в том, чтобы прожить свою жизнь достойно и честно.

Возможно, вы бы что-то добавили к этому списку в соответствии с вашими взглядами на человеческий опыт. Как бы то ни было, для всех человеческих существ потребности – часть их жизни. То, что у человека есть потребность, не выделяет его как необычного, неполноценного или имеющего еще какой-то недостаток. С другой стороны, люди не всегда хорошо распознают (воспринимают) испытываемые потребности, и у них не всегда есть навыки, необходимые для удовлетворения потребностей, если они распознаны. Распознавание и удовлетворение потребности – это не обязательно естественная часть жизненного процесса; этому нужно научиться.

Место, где люди учатся или не учатся тому, что такое потребности и как их удовлетворять,– это их родные семьи. Именно там потребности либо получают подтверждение и удовлетворяются, либо рассматриваются как постыдные и отвергаются. Тейбер (Teyber, 2006) замечает:

«Многие затяжные психологические проблемы начинаются, когда базовые детские потребности не получают удовлетворения… и с тех пор как потребность оказывается непрерывно или постоянно заблокированной, растущий ребенок либо будет блокировать эту потребность так же, как ее блокировало его окружение, чтобы избегать ее повторного переживания, либо будет пытаться подняться над этой потребностью, чтобы обратиться к ней косвенно, или частично удовлетворять ее, используя определенный стиль поведения… Неудовлетворенные детские потребности не растворяются и не уходят, когда дети вырастают. Потребность может быть подавлена, от нее могут защищаться, но она продолжает стремиться к выражению. В результате клиенты не сдаются, пытаясь удовлетворить потребность. В то же время неудовлетворенная потребность слишком сильно тревожит, чтобы ее можно было выразить прямо. Поэтому клиенты пытаются подняться над неудовлетворенной потребностью и удовлетворять ее косвенно, приобретая… определенное межличностное совладающее поведение» (pp. 246–249).

Например, взрослый клиент, которого в детстве стыдили за его потребность в любви и нежности, может блокировать потребность в любви в настоящее время и заявлять: «Мне не нужна ничья любовь. Я и сам могу справиться». Но все же на каком-то уровне неудовлетворенная потребность в любви будет искать выражения, и, когда это произойдет, клиент постарается с этим справиться определенным способом, но обычно этот способ – трудный и не приносящий удовлетворения. Кроме этого, интрапсихического, взгляда на потребности, нужно признать, что внешние стрессоры и события во внешнем мире также создают потребности. Например, в связи с какими-то событиями в своей жизни клиенты также испытывают потребности и могут прийти в терапию, если различные жизненные стрессоры и проблемы развития становятся слишком трудными, чтобы с ними справиться. Рассмотрим в качестве примера ситуацию взрослой женщины, которая хорошо справляется с проблемами и в личной жизни, и в работе. Но, когда у ее стареющего отца развивается болезнь Альцгеймера, ее мир начинает рушиться, и она начинает испытывать потребности, которые до этого события либо отсутствовали, либо не были явными.

Повседневная жизнь и внешние стрессоры играют особенно важную роль в формировании потребностей клиентов, которые чувствуют себя маргинализованными из-за расы, пола, сексуальной ориентации, религии, статуса инвалида, а также тех, кто постоянно испытывает на себе воздействие стереотипного восприятия, дискриминации и угнетения. В таких ситуациях эмоциональный дистресс, связанный с текущими потребностями, является в большей степени результатом недостатка реальной и воображаемой власти в нынешней повседневной жизни клиента, чем результатом неудовлетворенности детских потребностей (Brown & Ballou, 1992). Например, рассмотрим ситуацию ограниченной в финансах латиноамериканской женщины, которая в одиночку растит троих детей. В воспитании детей она не может рассчитывать на помощь родителей, потому что их нет в живых, а два ее брата были застрелены в криминальных разборках. У нее есть работа на неполный рабочий день без льгот, и она рискует потерять ее, потому что вынуждена брать выходные для ухода за детьми, когда они болеют. Кроме того, добираясь на работу на метро, она сталкивается с издевательствами на национальной почве. Ясно, что контекст ее жизни в настоящее время является главным, что определяет ее потребности.

До сих пор мы обозначали клиента как человека, который: (1) постоянно имеет проблемы и потребности; (2) не всегда понимает и даже распознает некоторые из этих проблем; (3) обращается к вам за помощью, когда нераспознанные нужды или неудовлетворенные потребности начинают представлять собой серьезную проблему в его жизни. Хотя это описание и соответствует человеку, приходящему на консультирование, оно не отражает ситуацию клиента полностью. Любое описание клиентов должно также включать мир, в котором они живут, включая значимых других, работу или другое место, где они проводят большую часть дня, ожидания в отношении самих себя и других, привычки и повседневные занятия, мечты и фантазии о будущем, отношение к прошлому, ценности и то, что имеет значение в их жизни, а также те способы, которые они выработали для того, чтобы справляться с обязанностями, напряжением, разочарованиями, ожиданиями других людей, несбывшимися надеждами и т. д. Возможно, имеет смысл обратиться к нашему обсуждению первичного интервью в главе 5 для обзора всех этих компонентов, потому что осмысление проблем клиента начинается на первой сессии. В дополнение к этому обзору рассмотрите следующие ориентированные на выявление проблем вопросы, предложенные Сперри, Карлсоном и Киосом (Sperry, Carlson & Kjos, 2003).

– Что привело вас сюда?

– Почему именно сейчас?

– Как это влияет на ваши повседневные дела? (p. 67)

Иногда ясности в этих вопросах и реальных проблемах, представляемых клиентом, не так-то легко добиться. Например, молодой человек приходит к консультанту, и в конце сессии по-прежнему непонятно, что привело его на консультирование, хотя в целом он говорит о стрессе, связанном с семьей. Только на третьей сессии он намекнет на свою сексуальную ориентацию. И в конце концов, к пятой сессии, он признается, что бисексуален, и из-за этого родители выгнали его из дома, сказав, что больше никогда не хотят его видеть. Теперь ему нужно самому себя материально обеспечивать, а он к этому пока не готов. В результате он уже шесть недель живет в своем автомобиле, ничего не зная о том, какая социальная помощь ему доступна. Кроме того, он начинает чувствовать себя очень виноватым из-за своей бисексуальности, из-за реакции родителей и своего религиозного воспитания. В этом случае потребовалось шесть недель, чтобы клиент почувствовал себя с консультантом достаточно безопасно для перехода к самой сути того, что его действительно волнует.

РОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА В ОЦЕНКЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА

Из того, что мы сказали о приходящем на консультирование клиенте, следует, что у вас будут вполне конкретные обязанности. В них входит создание благоприятной атмосферы для проведения консультирования; но не только это. И даже не только то, что вы должны быть хорошим и внимательным слушателем. Ваша роль заключается в том, чтобы слушать, что рассказывают клиенты, и помогать им самим слышать, как они описывают свои заботы и проблемы. Из нашего предыдущего примера понятно, что сначала этого не так уж легко достичь. Следующая ваша задача – помочь клиентам сформулировать цели, которые, в свою очередь, помогут удовлетворить потребности или решить проблемы. Исходя из этих целей, составляется план действий, затем он реализуется и оценивается. И наконец, вы должны помочь клиентам видеть свой прогресс. Если клиент слишком долго жил со своими проблемами, то кажется, что они просто захлестывают его, и в какой-либо прогресс ему трудно поверить .

Консультирование часто можно рассматривать как процесс, в котором внешние, более очевидные, проблемы предваряют работу с проблемами более тонкими и менее ярко выраженными. Рассмотрим, например, случай американца азиатского происхождения, который приходит на консультирование с очевидной проблемой: он не может спать по ночам. Ему нужен сон. После того как обратились к проблеме бессонницы и сформулировали цель и стратегию работы с ней, в центре внимания оказались те гнетущие обстоятельства, которые изначально к ней привели. Можно предположить, что бессонница стала результатом старых душевных ран или неудовлетворенных потребностей, которые недавно вновь активизировались, а также культуральных и средовых факторов, которые ухудшили ситуацию. Например, клиент сообщает, что он недавно потерял работу из-за сокращения; он чувствует недостаток самоуважения и уверенности в себе и ощущает потребность чувствовать себя достойным. Он хочет уважать и ценить себя и хочет, чтобы его уважали и ценили другие. Он не желает «потерять лицо» в своей семье и в своем окружении. Это, возможно, потребности, связанные с традиционными ценностями его культуры и семьи, которые снова стали ощутимыми из-за серьезной потери. В данный момент он к тому же столкнулся с потребностями выживания, связанными с потерей заработка.

Когда вы пытаетесь определять и понимать проблемы клиента, важно всегда помнить, что его проблемы и потребности сложны и многосторонни и состоят из множества элементов. Другими словами, когда клиент приходит к вам и говорит: «У меня всего одна проблема с моим лучшим другом, и это все»,– чаще это исключение, чем правило. Даже у детей случай с лучшим другом обычно имеет больше слоев, чем кажется на первый взгляд. Ребенок может сердиться на друга или чувствовать себя преданным им. Ребенок может заключить, что он/она – это скорее неприятный человек. Поведение ребенка может создавать преграды в дружеском общении. У ребенка могут быть нарушения обучаемости, что влечет за собой ошибки в понимании друга или в общении с ним, а также приводит к трудностям на уроке. Кроме того, разрывом дружеских отношений ребенок может реагировать на происходящее дома, в школе, в более широком сообществе или его культурной группе.

Эти различные составляющие проблем клиента включают следующие шесть.

1. Контекстуальные факторы. Время, место, одновременно происходящие события, культурные и социополитические аспекты.

2. Убеждения. У клиента могут быть убеждения, которые вносят вклад в его проблему, препятствуют ее решению или сами становятся проблемой.

3. Чувства. Эмоциональные отклики на проблему, которые часто заставляют ее преувеличивать, мешают ее пониманию или сами становятся проблемой.

4. Поведение. Привычки и повседневные дела, которые определяют неверную реакцию на проблему или вносят в нее свой вклад.

5. Паттерны взаимодействия и отношений. Привычные способы реагирования на близких людей, включающие каналы ошибочной коммуникации, ожидания, самореализующиеся пророчества (self-fulfilling prophensies) стили совладания и т. д.

6. Языковые паттерны. Нарративы и истории клиента о себе, о других и о мире; буквальное и оценочное использование языка.

Эти шесть составляющих проблемы клиента связаны с теоретическими подходами или теориями консультирования. (Мы обобщаем основные теоретические подходы в главе 9.) Некоторые из этих подходов подчеркивают роль чувств и убеждений, или когниций, в развитии и поддержании этих аспектов проблемы клиента, тогда как другие делают акцент на роли поведения, языка, систем и культурных факторов. Мы занимаем интегративную позицию, подчеркивая важность всех шести измерений. Позже мы вернемся к этим шести компонентам в главе 9, где обсудим использование стратегий консультирования для стимулирования изменений во всех шести измерениях.

Как отмечалось ранее, определение проблем клиента не происходит быстро. Оно происходит постепенно. После первой сессии с клиентами у вас появляются некоторые догадки о них, об их мире (и как они его видят) и об их проблемах (и как они их видят). В ходе последующих сессий эти первоначальные догадки будут претерпевать изменения по мере того, как вы начинаете понимать ваших клиентов лучше, а они осознают и раскрывают перед вами свой мир. На этом пути некоторые догадки окажутся ошибочными – это тоже нужно принять как часть процесса. Признать ошибку и отказаться от них. В дальнейшем в этой главе освещается расширение процесса концептуализации – определение целей клиента.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ

Консультативный процесс включает два вида целей – цели процесса и окончательные цели. Процессуальные цели определяют установление терапевтических условий, необходимых для того, чтобы клиент менялся. Это такие общие цели, как установление контакта, создание не угрожающей обстановки, наличие и передача точной эмпатии и безоценочное отношение. Эти цели касаются всех отношений с клиентом, и их можно рассматривать как универсальные. Цели процесса – это ваша первостепенная обязанность; вы не можете ожидать, что клиенты помогут вам устанавливать и транслировать им что-то вроде безоценочного отношения.

В отличие от процессуальных, конечные цели у всех клиентов разные. Конечные цели напрямую связаны с изменениями клиента, которые должны произойти в результате консультативного процесса. Вы можете помочь клиенту осознать его проблемы, и, следовательно, вы также помогаете ему понять, как консультирование используется для их разрешения. Вдвоем вы начнете предварительно формулировать конечные цели. В ходе консультирования первоначальные цели могут модифицироваться посредством нового понимания проблем и развития новых установок и нового поведения, которые помогут эти проблемы решить. Постановка целей должна рассматриваться как гибкий процесс, всегда подверженный модификациям и уточнению. И главное, конечные цели должны быть общими, чтобы вы и клиент были согласны совместно двигаться к их достижению.

Если конечные цели видимы или наблюдаемы, они более полезны, потому что, когда они будут достигнуты, вы наглядно это увидите. Например, рассмотрите две следующие конечные цели.

1. Помочь клиенту более полно развить потенциал самореализации.

2. Сделать вдвое более частыми позитивные высказывания о себе дома и на работе в течение следующих шести недель.

Обе цели могут рассматриваться как конечные. Возможно даже, они настолько тесно связаны друг с другом, что будут иметь одни и те же последствия. Ваших клиентов могут очень привлекать такие цели, как «развитие потенциала самореализации». Вы можете представлять развитие потенциала самореализации как сочетание нескольких более конкретных и мелких целей. Говоря другими словами, самореализация – это не поддающееся наблюдению гипотетическое состояние. О ней можно сделать вывод только по некоторым признакам – по тому, что можно видеть и слышать. Формулируя первую цель, вы не сможете видеть, что делает ваш клиент, продвигаясь к ней. В результате и вы, и ваши клиенты не будете знать точно, что следует делать в процессе консультирования, а у вас не будет возможности отслеживать продвижение в направлении желаемого результата. Следовательно, первая цель в списке хуже, чем вторая, потому что не дает вам или вашим клиентам конкретных ориентиров для изменений.

Когда конечные цели сформулированы точно, и вы, и ваши клиенты будете лучше понимать, к чему стремиться. Такое понимание позволяет вам работать непосредственно с проблемами и заботами клиентов и уменьшает количество потраченных впустую усилий. Не менее важны и другие преимущества, которые вы обнаружите, работая с конкретными поведенческими целями. Вам легче будет получить поддержку клиентов, потому что они скорее поймут, что нужно делать. Кроме того, если у ваших клиентов есть конкретные цели, вы оказываетесь в более выгодном положении для выбора эффективных техник и стратегий. И наконец, при таком подходе и вы, и ваши клиенты получаете полезный опыт – возможность лучше следить за прогрессом. Также важно понимать, что конкретные формулировки целей являются частью плана лечения, который в настоящее время необходимо предоставлять в большинстве консультационных агентств, получающих государственное или федеральное финансирование, потому что он позволяет увидеть прогресс клиента и эффективность стратегий и интервенций консультанта. Конечные цели формируют основу планов лечения в консультировании. План лечения описывает существующие проблемы клиента, конечные цели и способы оценки этих целей и стратегий вмешательства. Он также включает прогнозируемое время лечения и требуется большинству страховых компаний для оплаты третьей стороной.

КУЛЬТУРАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЕ ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Клиенты, которые чувствуют себя маргинализованными в господствующей культуре, могут считать услуги в области психического здоровья, предусматривающие долгосрочные цели, неподходящими для себя. Клиенты, которые сталкиваются с финансовыми трудностями, дискриминацией и недостатком власти, гораздо больше озабочены потребностями выживания, физическими потребностями и не слишком далеко идущими целями, которые ориентированы на решение текущих жизненных проблем (Rosado & Elias, 1993).

Сью и Сью (Sue & Sue, 2008) отмечают, что клиенты – представители культурных меньшинств не всегда разделяют ценности как в отношении целей, так и процесса консультирования.

Консультанту важно идентифицировать свои собственные культурные предрассудки и ценности и убедиться в том, что он не ведет клиента в направлении, которое отрицает ценности его культуры. Поступать так – значит встать на путь расизма, сексизма, эйджизма и т. д., поскольку такой подход предполагает, что консультант находится в позиции превосходства, а клиент унижен (Sue & Sue, 2008).

Кроме того, с учетом особенностей культуры клиента связана проблема продолжительности целей консультирования. Многие клиенты, принадлежащие к культурным меньшинствам, не приходят к консультанту снова или прерывают консультативный процесс преждевременно, потому что чувствуют, что консультант намерен преследовать только долгосрочные консультативные цели. Долгосрочные цели часто не подходят еще для некоторых клиентов, например тех, которые происходят из низких социально-экономических слоев, или тех, кто хочет быстрых, конкретных и прямых результатов (Sue & Lam, 2002; Sue & Sue, 2008).

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.1

Постановка целей

Алия – молодая женщина-мусульманка, первокурсница колледжа в Соединенных Штатах. Она встречается с женщиной-консультантом, и уже на первой из нескольких консультативных сессий говорит, что пришла неохотно, потому что ее родители-мусульмане, по-прежнему живущие в Турции, не одобряют обращение за помощью в решении проблем к кому-либо за пределами их расширенной семьи, веря, что проблемы – это «испытания, посылаемые Аллахом». Она сомневается: описывать ли волнующие ее проблемы, но через некоторое время все же признается, что живет вместе с бойфрендом – не мусульманином. Родители собираются приехать в Соединенные Штаты, чтобы навестить ее, и она очень боится, что они узнают об этих отношениях. Алия очень тревожится по поводу их предстоящего визита и не знает, рассказать им об этих отношениях или все скрыть. У нее пропал сон, она испытывает страдания и болезненные ощущения, которых раньше не было.

Идентифицируйте несколько целей, которые, на ваш взгляд, подходили бы для работы с Алией, учитывая, что вы в данный момент знаете о ней и ее культурной принадлежности.

Ваши цели конкретны или неопределенны? Как вы и она узнаете, что эти цели достигнуты? Если это конечные цели, как подействует на Алию их достижение? Соответствуют ли ваши цели культурной принадлежности Алии? Как вы об этом узнаете? Обсудите эти цели с вашим преподавателем или супервизором.

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРАВИЛЬНЫХ КОНЕЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

Возможно, из наших предыдущих примеров вы поняли, что конечные цели отличаются от процессуальных несколькими характеристиками. Правильно поставленная конечная цель включает следующие элементы: изменения в поведении, условия, при которых произойдут изменения, уровень или количественный показатель изменения. Эти элементы относятся к любой конечной цели, будь это изменение паттернов питания, повышение самооценки или умение чаще отвечать «нет» на неприемлемые просьбы.

Первый элемент конечной цели определяет в поведенческих терминах, что клиент будет делать по-другому в результате консультирования. Иначе говоря, определить, какие неудовлетворенные потребности станут предметом изменения и каким именно образом. Второй элемент конечной цели – условия, при которых произойдут желательные изменения. Важно тщательно взвесить ситуацию или обстановку, в которой клиент опробует новое поведение. Вы вряд ли захотите привести вашего клиента к поражению, определив такие условия, при которых будет мало надежды на успех. Например, клиент может согласиться не употреблять алкоголь дома по вечерам, но не будет пытаться отказаться от выпивки, если он проводит субботний вечер вне дома. Третий элемент конечной цели включает выбор подходящего и реалистичного уровня или частоты проявлений нового поведения, то есть определение количества попыток нового поведения, которые предпримет клиент. Помните, что для плана лечения объем или уровень достижения конечной цели очень важен, потому что результат должен быть измеряемым. Рассмотрим следующие примеры хороших конечных целей (хороших в том смысле, что они включают все три описанных выше элемента: поведение, условия и уровень).

Цели Маркиты в консультировании. Вначале Маркита обозначает, что она хочет лучше заботиться о своем теле. Это намерение, проработанное с терапевтом, приводит к следующим конечным целям.

1. Спать дома по крайней мере по семь часов и не реже четырех раз в неделю.

2. Проверять кровь на сахар (у Маркиты диабет) на работе один раз в день, пять дней в неделю.

3. Тренироваться не меньше тридцати минут в день в спортзале, в который она записана, по меньшей мере три раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.2

Конечные цели

В следующем упражнении представлены примеры конечных целей клиентов. Определите, какие из трех элементов конечной цели (поведение, условия, уровень) в них, возможно, отсутствуют. После каждого примера перечислите недостающие элементы, обозначая поведение, условия и уровень. В конце упражнения вам предоставляется обратная связь.

Следующий пример приводится в качестве иллюстрации правильно поставленных конечных целей: «Необходимо увеличить количество трудоустроенных (поведение) людей с инвалидностью по физическому здоровью, наблюдаемых в реабилитационном агентстве (условия) на 30 % в течение года (уровень)».

Укажите недостающие части следующих шести конечных целей.

1. Уменьшить количество вспышек гнева.

2. Увеличить количество упражнений до двух раз в неделю в течение шести недель.

3. Уменьшить количество домашних вечерних скандалов клиента с его партнером/партнершей.

4. Уменьшить количество опозданий.

5. Снизить агрессивность в отношениях с сиблингом на 50 %.

6. Сделать три позитивных комментария о сильных сторонах каждого члена вашей (то есть клиента) семьи в течение недели.

Обратная связь.

1. Недостающие элементы – условия и уровень цели.

2. Эта цель определяет поведение и уровень; условия не определены.

3. Не определен уровень.

4. Эта цель определяет поведение; условие и уровень не определены.

5. Не определено поведение; «агрессивное поведение» – это ярлык, который не конкретизирует, что именно нужно делать реже.

6. Конечная цель сформулирована полно. «Делать позитивные комментарии» – это поведение; «три раза в неделю» – уровень; «каждому члену семьи» – условие.

ОТ СМУТНОГО БЕСПОКОЙСТВА К ЧЕТКИМ ЦЕЛЯМ

Клиент редко начинает с просьбы помочь в достижении конкретных поведенческих изменений. Вместо того чтобы сказать: «Я хочу уметь говорить с людьми не нервничая», клиент, вероятно, скажет: «Я застенчивый». Иначе говоря, здесь описана скорее особенность личности, чем то, как эта особенность выражается. И тогда работа консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту описать, как данную особенность можно изменить.

Рассмотрение неопределенных забот и перевод их в конкретно сформулированные цели – непростая задача для консультанта. Прежде чем начать этот переход, вы должны понимать природу забот клиента и условия, в которых они возникают. И даже после этого вас ждут трудности. Иган (Egan, 2010) предлагает использовать некоторые ориентированные на будущее вопросы, которые помогут сопровождать клиентов в процессе постановки целей:

– Как выглядела бы эта проблемная ситуация, если бы я справлялся с ней лучше?

– Что следовало бы изменить в моем нынешнем образе жизни?

– Что я хотел бы делать по-другому во взаимоотношениях с людьми?

– Какой тип поведения я предпочел бы иметь в будущем (не имея его сейчас)?

– От черт своего поведения я бы избавился?

– Что я получу из того, чего не имею сейчас?

– К каким достижениям я стремлюсь, не имея их сейчас?

– Какой будет эта возможность, если она у меня появится? (pp. 314–315).

Если говорить о постановке конкретных целей, чего вы можете ожидать от себя и от своих клиентов? Во-первых, цели, которые нами ставятся, вначале никогда не будут более точными чем просто понимание проблемы вами и вашим клиентом. Это значит, что в начале процесса консультирования цели будут не конкретными и не поведенческими. Но неконкретные цели лучше, чем отсутствие целей. По мере того как вы с клиентом исследуете природу определенной проблемы, постепенно проясняется и то, какие цели здесь будут подходящими. Это прояснение поможет вам обоим постепенно определить конкретное поведение, которое нужно изменить, чтобы, в свою очередь, изменилась к лучшему ситуация. Это определение конкретного поведения может быть переработано в формулировку цели. По мере того как вы с клиентом все более детально обсуждаете проблему, вы постепенно определяете и обстоятельства, в которых будут производиться действия, а также в каком объеме или как часто обозначенное поведение будет заменяться другим.

После того как вы вместе с клиентом установите желанную конечную цель, можно будет идентифицировать некоторые шаги – действия, которые смогут помочь вам и клиенту достичь общей цели. Эти шаги можно рассматривать как процессуальные цели. Процессуальные цели – это серия меньших, или промежуточных, действий, которые помогают клиенту постепенно начать вести себя так, как он хотел бы. Когда определяется несколько промежуточных целей, они обычно группируются в виде цепочки или иерархии. Клиент успешно достигает одной цели, прежде чем приступить к достижению другой. По мере того как клиент выполняет действия в соответствии со следующими одна за другой процессуальными целями, его мотивация и необходимая для изменений энергия усиливаются и поддерживаются. Успешное достижение промежуточных целей может также уменьшить возможное переживание неудачи, давая клиенту большее ощущение контроля возможностей и помогая достигать желаемых изменений постепенно.

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.3

Намечаем цели

Предположим, Брент пришел к вам на консультирование и жалуется на бессонницу. Пока вы с Брентом исследуете разные стороны его проблемы, вы рассматриваете и конкретные изменения, к которым стремится Брент. Постепенно эти изменения преобразовываются в пункты плана по достижению желаемых целей. Мы рассматриваем это как план, потому что основные заголовки (I и II) представляют две общих или первоочередных конечных цели, а подзаголовки отражают процессуальные цели, или действия, которые Брент может выполнить, чтобы постепенно достичь основных целей. Помните, что постановка целей – это гибкий процесс и что цели, перечисленные в этом плане, могут изменяться в процессе консультирования Брента.

Конечная цель I: Начать засыпать в течение часа после того как лег в постель хотя бы четыре раза в неделю (дома).

А. Идентифицировать и записать все, что он раньше делал, чтобы заснуть (считал овец, мечтал, перекусывал и т. д.).

Б. Заменить эти «попытки заснуть» занятиями, связанными со «старанием не спать».

Конечная цель II: Увеличить до 50 % позитивные мысли и чувства Брента о себе за время его нахождения в консультировании.

Заполните план: запишите промежуточные цели по выполнению второй конечной цели. Вы можете начать с установления критериев, которые Брент посчитает важными. Подумайте также, не предложить ли Бренту описать те ситуации, когда он бывает доволен собой. Кроме того, вы возможно, захотите исследовать, что он чувствовал мальчиком в связи со своим взрослением в своей семье и своей референтной группе. Что может сделать Брент для достижения своих ближайших и долгосрочных целей? Имея эту информацию и используя воображение, сконструируйте конкретные промежуточные цели, которые помогут Бренту достичь этой второй конечной цели. Продолжите этот процесс с окончательными целями II и III для Брента.

Конечная цель II:_______________________________________

А.

Б.

В.

Г.

Конечная цель III:_______________________________________

А.

Б.

В.

Г.

Обратите внимание на процесс, в ходе которого устанавливаются цели.

1. Вначале это общие цели (не противоречащие культуре клиента), которые прямо связаны с конкретными или общими его проблемами, или описание нескольких проблем.

2. Конкретные и доступные наблюдению промежуточные/процессуальные цели устанавливаются так, чтобы они делали возможной реализацию общих целей.

Таким образом, процесс постановки целей идет от общих целей к конкретным; конкретные цели напрямую связаны с общей целью, а общая цель отражает проблемы и потребности, которые клиент представил консультанту.

СОПРОТИВЛЕНИЕ КЛИЕНТА ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И СТАДИИ МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

Временами клиент может выражать сомнения относительно постановки целей или неохотно работать над достижением изменений. Например, проведя сессию с клиентом, консультант говорит: «Это была пятая встреча, а я все не могу сделать так, чтобы он говорил о целях». Когда такое происходит, консультант должен ответить на вопрос: «Чему сопротивляется клиент?»

При работе с клиентами, которые сопротивляются постановке целей, полезно понимать, что такое поведение является преднамеренным. Иначе говоря, то, что клиент делает или старается не делать, помогает ему достичь некоего желаемого результата. Следовательно, вы можете обнаружить, что клиент, который сопротивляется постановке целей, защищает то поведение, которое нужно изменить, поскольку это поведение ему выгодно. Примером может быть хронический курильщик. Хотя человек может понимать негативные последствия курения, он все же цепляется за эту привычку, веря, что курить полезно в напряженных ситуациях, что это расслабляет, увеличивает удовольствие от хорошей еды и т. д. Почти все люди, зависимые от приема различных веществ, демонстрируют примеры такого поведения. Другой пример – избегание. Хотя многие клиенты могут хотеть что-то изменить, их избегание именно того, что они сами хотят изменить, может настолько переживаться как защищающее, что негативные последствия этого избегания превосходят потенциальные позитивные последствия изменения.

Ваша задача – помочь клиентам увидеть, что они выигрывают, используя своих привычные поведенческие и межличностные паттерны. Делая это, вы сможете определить, как получить ту же выгоду или результат более приемлемым способом. Например, ученик может бросать бумажные самолетики из окна школы, чтобы привлечь внимание приятелей. Привлечение внимания – это и есть главная цель. Следовательно, его проблемой является способ привлечения внимания. Поэтому вы с вашим клиентом можете рассмотреть более приемлемые способы привлечения внимания вместо бросания самолетиков из школьного окна! В более сложном сценарии рассмотрим студента или работника, который вечно откладывает дела, в результате чего его успехи в учебе/работе оцениваются низко. Одного клиента эта реальная или воображаемая негативная обратная связь может подтолкнуть к тому, чтобы выполнять работу в срок. А другой, вновь и вновь откладывая дела, скрывает от других и самого себя боль, которую ему могут доставить низкий балл и плохая оценка. Это та выгода, за которую он осознанно или неосознанно так платит. Некоторые межличностные паттерны клиентов порождают проблемы – например, придирки к другу или партнеру; и все же стремление к контролю, который они получают в таком взаимодействии, мешает им серьезно задуматься об изменении этого паттерна.

Полезный способ осмыслить сопротивление клиента постановке целей – задуматься о том, какое сопротивление у большинства людей вызывают изменения сами по себе. Конечные цели призывают клиентов к изменению. Прохазка, Ди Клементе и Норкросс (Prochaska, DiClemente, & Norcross, 1992) – авторы хорошо проверенной модели, называемой «моделью стадий изменения», которая помогает объяснить сопротивление клиентов изменениям. Они отмечают, что по существу стадии изменения представляют собой «специфический комплекс установок, намерений и поступков, связанных с готовностью индивидуума к циклу изменений» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 492). В этой модели – шесть стадий изменения, которые проходит человек в этом процессе:

1. Предварительное рассмотрение. Клиент либо не отдает себе отчета в потребности измениться, либо не хочет меняться; он считает, что проблема заключается в ком-то другом. Если клиент появляется у консультанта на этой стадии, то обычно не по своей воле, а по чьему-либо настоянию. На стадии предварительного рассмотрения клиенты не отдают себе отчета не только в своих проблемах, но и в том, что их поведение подвергает их опасности. Большое количество людей, которые характеризуются рискованным или нездоровым поведением, попадают в эту категорию. На этой стадии изменений клиентам нужно признать, что проблема существует, и увеличить осознание ее негативных аспектов, чтобы перейти на следующую стадию (Prochaska & Norcross, 2010, p. 493).

2. Рассмотрение. Клиент начинает отдавать себе отчет в своей потребности меняться и думает об изменении, но еще не решился на то, чтобы что-то предпринимать в этом направлении. Некоторые люди «застревают» на стадии рассмотрения на годы, часто потому что, взвешивая все «за» изменения и «против», они остаются амбивалентными к самому изменению, и эта амбивалентность заставляет их топтаться на месте. Для того чтобы перейти к следующей стадии, клиенты на стадии рассмотрения «должны избежать ловушки навязчивого копания в проблеме на протяжении ряда лет (мы называем это “хроническим рассмотрением”) и принять твердое решение действовать» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 494). Один из способов помочь клиенту это сделать – совершать отдельные действия, как бы маленькие шаги. Иногда жизненный кризис, например постановка опасного диагноза или смерть любимого человека, может спровоцировать выход из стадии хронического рассмотрения.

3. Подготовка. Клиент решил начать действовать в ближайшем будущем, может быть, в ближайшие один – два месяца. Возможно, на этой стадии клиент, попытался действовать, но безрезультатно. Консультантам следует распознавать клиентов, находящихся на этой стадии по некоторым признакам: они сообщают об уже произошедших маленьких изменениях в поведении, они начали выходить из состояния амбивалентности по поводу изменений, так как признают, что выигрыш при изменении превосходит риск при отказе от изменений. Прохазка и Норкросс (Prochaska and Norcross, 2010, p. 494) замечают: «Как и все, кто находится на пороге решающих действий, люди, переживающие стадии подготовки, должны определиться с целями и приоритетами. Кроме того, им нужно посвятить себя избранному ими плану действий». Вы видите, что клиенты на стадии подготовки с большей вероятностью будут готовы к постановке конечных целей, тогда как для клиентов, застрявших на стадии предварительного рассмотрения или рассмотрения, обычно предпочтительнее постановка промежуточных целей.

4. Действие. Клиент готов меняться и уже начал что-то предпринимать, чтобы достичь желаемой цели, хотя проблема еще не была успешно решена. Тем не менее на этой стадии клиенты являются высоко мотивированными к работе и достаточной степени осознают необходимость изменения имеющегося положения дел. Модель стадий изменения предполагает, что клиенты находятся на стадии действия, если они успешно изменили проблемное поведение, достигнув какого-то критерия, то есть, конкретного уровня на пути к конечной цели, которая была описана ранее. Клиенты на стадии действия часто заканчивают процесс консультирования быстро, но надлежащим образом, потому что они действуют эффективно. Более того, на этой стадии клиенты обычно «распознают “подводные камни”, которые могут помешать продолжению действий, являются ли они когнитивными, эмоциональными или средовыми» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 495).

5. Сохранение. Клиент достиг своих целей, действуя в соответствии с различными планами, и к тому же он поддерживает эти изменения в течение по меньшей мере шести месяцев. Теперь в центре внимания оказывается обобщение всего, что достигнуто, и предотвращение рецидивов. При этом сохранение – не «статичное состояние», это, скорее, «продолжение, а не отсутствие изменений» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 495). Для некоторых людей, особенно для людей с хронической проблемой, сохранение становится пожизненной стадией, чтобы не избежать рецидивов.

6. Рецидив и возобновление цикла. Как отмечают Прохазка и Норкросс (Prochaska & Norcross, 2010), многие люди, работающие над изменениями в своей жизни, не могут успешно сохранить достигнутое с первой или даже со второй попытки. Часто бывает, что клиенты некоторое время удерживают достигнутое, но достижения не выдерживают испытания временем, то есть в течение требуемого, как мы отмечали ранее, шестимесячного периода. Это особенно заметно в случае серьезных клинических расстройств или зависимостей. Если рецидив случается, многие из этих клиентов возвращаются к консультантам для «повторения цикла». Некоторые авторы называют это «вспомогательными сессиями». Например, в консультировании пар нередко бывает так, что партнеры возвращаются для повторного прохождения консультирования, если начинают испытывать трудности с сохранением приобретенных ранее изменений.

Важно заметить, что модель изменений не рассматривается как линейная, когда люди поступательно движутся от стадии к стадии; это циклическая модель, согласно которой клиенты движутся по спирали. Например, когда у клиентов случается рецидив, они могут регрессировать на гораздо более раннюю стадию изменений, например, на стадию предварительного рассмотрения или, что более вероятно, на стадию рассмотрения или подготовки. Объясняя этот процесс, Прохазка и Норкросс отмечают: «спиральный паттерн предполагает, что большинство переживающих рецидив не бесконечно возвращаются на одни и те же витки и что они не возвращаются каждый раз туда же, откуда они начали. Вместо этого каждый раз, вновь проходя эти стадии, они, предположительно, учатся на ошибках и могут попытаться в следующий раз попробовать что-то делать по-другому» (2010, p. 496). Представив паттерн спирали, вы понимаете, что, когда у клиентов случается рецидив и они регрессируют на более раннюю стадию, цели консультирования, соответственно, тоже сдвигаются назад. Например, этот процесс может означать, что консультанту придется стать более внимательным к процессуальным целям, чтобы помочь восстановиться клиенту, переживающему срыв. А бывает, что клиент и консультант вновь возвращаются к конечным целям и перерабатывают их либо формулируют новые.

В качестве примера этой модели рассмотрите случай с женщиной, которая в течение нескольких лет постоянно тревожится. Эта тревога хронически ослабляет ее и мешает заниматься своими делами. Она приходит в колледж или к специалисту в области психического здоровья и признается, что так она себя чувствует уже на протяжении несколько лет. За это время она нашла много информации о тревожности в интернете и книгах. Но принятие решения обратиться за помощью к консультанту и узнать о возможности лекарственного лечения заняло у нее два года. Находясь на стадии предварительного рассмотрения, клиентка не знала ни того, что у нее проблемы с тревогой, ни того, каковы последствия этих проблем. Осознав проблему, но все еще ничего не предпринимая, она перешла на стадию рассмотрения. Когда она искала информацию в книгах и в интернете, когда она думала о том, что эта информация значит для нее, она перешла на стадию подготовки. Когда она посетила специалиста, ища помощи и узнавая о лекарственной терапии, она перешла на стадию действия. Когда с помощью консультанта она начинает предпринимать действия, чтобы избавиться от тревоги, клиентка переходит к стадии сохранения, и теперь ее задачей будет продолжать следовать плану по избавлению от тревожности.

Из исследования модели стадий изменения можно сделать выводы относительно сопротивления клиента изменениям.

1. Стадии моделей изменения помогают предсказать уход клиента из консультирования по ряду причин. Большинство клиентов, прерывающих консультирование преждевременно, находятся на стадии предварительного рассмотрения (Prochaska & Norcross, 2010).

2. Уровень прогресса клиентов в консультировании зависит от конкретной стадии изменения, на которой они находятся к началу консультативного процесса. Клиенты, находящиеся на стадиях предварительного рассмотрения и рассмотрения, еще не вполне готовы принять идею изменения. Клиенты на стадии подготовки пытаются посвятить себя изменениям, но они пока способны делать только маленькие шажки на пути к достижению цели. Как замечают Прохазка и Норкросс, «чем дальше от начала терапии находится стадия изменения, которой достигли клиенты, тем более быстрого прогресса можно от них ожидать» (p. 497).

К несчастью, люди, готовые на стадии действий незамедлительно делать что-то для достижения конечной цели, в реальности представляют собой меньшинство среди тех, кто обращается за помощью. Соответственно, чтобы работать с клиентами, находящимися на стадиях предварительного рассмотрения, рассмотрения или подготовки, консультантам придется подстраивать стратегии изменения к той стадии, на которой находится каждый клиент» (Prochaska & Norcross, 2010; см. главу 9).

Кроме того, очень важно помогать клиентам ставить цели, являющиеся реалистичными и выполнимыми, чтобы они были в состоянии переходить от одной стадии к другой (Prochaska & Norcross, 2010).

Иногда клиенты сопротивляются попыткам ставить цели, так как ощущают, что консультант (открыто или менее навязчиво) подталкивает их в определенном направлении. Как мы упоминали ранее, это может произойти с клиентами, которые чувствуют себя маргинализованными. Если клиенты не могут сами определять свои цели в консультировании, возможность изменений минимальна. Чтобы преодолеть сопротивление клиента постановке целей консультирования, следует привлекать их к активному участию в постановке этих целей.

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.4

Стадии изменения

Рассмотрим модель стадий изменения, представленную в предыдущем разделе. Выберите две – три текущих проблемы в вашей жизни. Примените стадии модели изменения к каждой из этих проблем. Что вы заметили относительно стадий изменения в отношении этих двух или трех проблем? Какие выводы вы делаете из этого упражнения? Возможно, вы захотите выполнить это упражнение в вашей аудитории в одиночку, с партнером или в маленькой дискуссионной группе.

УЧАСТИЕ КЛИЕНТА В ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ

Часто постановка целей понимается как выслушивание клиента, мысленная оценка проблемы и последующее вынесение решения или установление цели. Такой подход обречен на неудачу. Природа консультирования такова, что в процесс постановки целей следует вовлекать клиента. В противном случае клиент фактически не имеет цели и исключается из участия в процессе. При том, что людям вообще трудно меняться, все становится еще сложнее, если клиент оказывается вне процесса изменений. Проиллюстрируем эту идею примером. Начинающий консультант работал с клиенткой, имевшей лишний вес, стеснявшейся своей фигуры, избегавшей социальных контактов из-за своей застенчивости и очень одинокой. Консультант сообщил клиентке, что ее цель – сбрасывать от одного до трех фунтов в неделю под наблюдением врача. После этого клиентка перешла к активной защите и отвергла цель консультанта, сказав: «Вы говорите, как моя мать!»

Постановка целей – очень личное дело. Со стороны клиента она требует больших усилий и увлеченности. Поэтому клиент должен выбирать цели, которые для него важны. В приведенном примере сопротивление клиентки можно было предотвратить, если бы консультант продвигался вперед медленнее, позволяя ей самой решить, насколько значим для нее ее вес и насколько важна потенциальная потеря веса. Консультанту также нужно оставаться открытым возможности появления других целей, которые захочет поставить клиент. Этот консультант предположил, что цель, или желаемое изменение, клиентки заключается в потере веса. В этой конкретной ситуации через несколько сессий клиентка призналась, что она подвергалась сексуальному совращению со стороны своего отца и что она по-прежнему живет в родительском доме. И тогда она определилась со своим решением в этой ситуации и обратилась к проработке последствий травмы как цели в консультативной работе.

Сперри, Карлсон и Киос (Sperry, Carlson, & Kjos, 2003) предложили несколько вопросов, полезных для вовлечения клиента в процесс постановки целей.

– Как вы пытались улучшить ситуацию и с какими результатами?

– Как, по-вашему, лучше всего работать с этой проблемой? Как вы видите ваше участие в процессе изменения? А мое участие?

– Когда ситуация изменится и станет более благоприятной для вас?

– Какой будет ваша жизнь, когда проблема для вас решится, и как вы это почувствуете? (p. 68)

И наконец, мы вновь подчеркиваем, как важно учитывать существующие в культуре клиента установки и ценности при определении целей консультирования. По поводу последнего примера: учтите факт, что большинство американских девушек и женщин европейского происхождения озабочены весом и образом своего тела в большей степени, чем большинство мужчин и женщин латиноамериканского и африканского происхождения. Решать, какие цели будут подходящими, должен клиент, а не консультант, принадлежащий к преобладающей культуре.

Заключение

В этой главе мы приступили к рассмотрению активных действий в терапевтическом процессе. Помимо процесса взаимодействия между консультантом и клиентом, консультант начинает выстраивать процесс концептуализации внутреннего мира клиента. Это изучение происходит и в контексте внутреннего мира клиента, и в более широком контексте семьи, культуры и общества, в котором живет клиент. Клиент включается в это изучение, и, часто вполне естественно, это происходит по мере того, как раскрываются его опыт, чувства и мысли о самом себе и о других и его мир в данный момент. В этот процесс вплетается зарождающееся представление о других, и, возможно, лучших обстоятельствах, а из этого начинают формироваться цели. Некоторые из этих целей относятся к консультативным отношениям. Другие больше связаны с миром клиента. Распознав и поставив эти цели, консультант начинает понимать направление, которое примет консультативная работа, и помогать клиенту в достижении такого же понимания. В определении проблем клиента и целей консультирования полезно учитывать стадии модели изменения (Prochaska, DiClemente & Norcross, 1992). Не все клиенты вообще готовы к изменениям, не все готовы к значительным изменениям. Мы продолжаем это исследование процесса изменения в следующей главе, где обратимся к использованию терапевтических стратегий.

Вопросы для рефлексии

1. Каждый – и клиент, и консультант – приносит на консультативную сессию свой мир. Мы отметили, что постановка целей возникает из понимания мира клиента. Как может мир консультанта повлиять на этот процесс постановки целей? Должен ли консультант заниматься этим вопросом ? Если да, почему?

2. В одиночку или со своим партнером по ролевым играм идентифицируйте какую-нибудь текущую проблему в своей жизни. Рассмотрите список ориентированных на будущее вопросов Игана. Как эти вопросы помогают вам (или вашему партнеру) формулировать цели и будущие сценарии для решения этой проблемы?

3. В начале этой главы мы обсуждали то, как неудовлетворенные детские потребности могут вновь активизироваться в жизни взрослого. В качестве упражнения (вначале для себя, а впоследствии – с клиентом) рассмотрите завершение следующего вопроса, поставленного Стайнемом (Steinem, 1992): «Перечислите [на листе бумаги] то, что вам хотелось получить в детстве, но чего вы не получили» (pp. 104–105). Когда закончите это упражнение, вы поймете, что вам нужно сделать для себя сейчас.

4. Чем потребности стесненного в средствах, малообеспеченного клиента отличаются от потребностей клиента, имеющего стабильную и высокооплачиваемую работу? Что можно сказать о потребностях менеджера компании, который недавно был уволен в связи с сокращением? Как эти потребности повлияют на определение конечных целей в консультировании?

5. Обсудите стадии модели изменения применительно к нескольким разным случаям работы с клиентами. Например, примените эту модель к следующим ситуациям: (1) ребенка, который боится ходить в школу; (2) девушки-подростка, которая забеременела, проведя ночь в состоянии опьянения, и не знает, что ей делать; (3) взрослого, у которого после серьезной травмы спины на работе сформировалась зависимость от обезболивающих лекарств; (4) старой женщины, у которой начинает развиваться деменция и которая не хочет покидать свой дом.

«Моя лаборатория»

Для выполнения каждого упражнения зайдите на сайт MyHelpingLab, а затем кликните Topics tab.

1. Кликните «Теории» и выберите раздел «Интегративная». В «Видеолаборатории» найдите подборки «Исследование проблемы», «Идентификация барьеров», «Движение к цели» и «Постановка цели». Просмотрев видеофрагменты, ответьте (перед аудиторией или работая в парах) на следующие вопросы.

a. Что вы можете сказать о мире клиента, исходя из этих видеофрагментов? Можете ли вы идентифицировать конкретные потребности этого клиента (взяв за основу базовые потребности, названные Джурардом)? Можете ли вы идентифицировать различные аспекты проблем клиента?

б. Исходя из этих сценариев, ответьте, на какой из пяти стадий модели изменения, по вашему мнению, находится клиент в данное время.

в. Как бы вы в целом описали готовность клиента к изменению?

г. Что вы думаете об уровне вовлеченности клиента в процесс постановки целей?

д. Какие виды процессуальных целей в работе этого консультанта с данным клиентом были для вас очевидны во время просмотра видео?

е. Какие конечные цели клиента стали очевидны для вас, когда вы просмотрели эти видеофрагменты?

ё. Какие шаги или промежуточные цели вы выделили, когда просмотрели эти видеоролики?

2. Оставаясь в разделе «Теории», кликните раздел «Транстеоретические» и выберите «Видеолаботаторию». Просмотрите следующие три видео.

а. «Оценка стадии». Как Норкросс определяет, на какой стадии изменений находится клиент с зависимостью от кокаина?

б. «Подготовка». Что делает Норкросс, помогая клиенту оставаться на стадии сохранения и избежать рецидива его кокаиновой зависимости?

в. «Ответственность клиента». Как Норкросс способствует развитию мотивации к изменениям клиента с алкогольной зависимостью ? Можете ли вы по этому клипу определить конечную цель, к которой будет стремиться клиент?

Перевод с английского: Т. Литвиновой


Conceptualizing Problems and Setting Goals

Annotation

The article focuses on the nature of client problems and establishment of goals that are realistic antecedents to the solution of those problems. Through the recognition and establishment these goals the counselor begins to understand the direction counseling will take.

Keywords: counseling, conceptualization, needs, setting goals, process and outcome goals.


Рекомендуемая литература

DiClemente, C. C., Doyle, S. R. & Donovan, D. (2009). Predicting treatment seekers’ readiness to change their drinking behavior in the COMBINE study. Alcoholism Clinical and Experimental Research, 33, 879–892.

DiClemente, C. C., Schumann, K., Greene, P. & Earley, M. (2011). A transtheoretical model perspective on change: Process focused interventions for mental health and substance abuse. In D. Cooper (Ed.), Principles of intervention in mental health-substance use. London: Radcliff.

Egan, G. (2010). The skilled helper, 9th edition. Belmont, CA: Brooks/Cole, Cengage.

Prochaska, J. & Norcross, J. C. (2002). Stages of change. In J. C. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work (pp. 303–314). New York: Oxford University Press.

Prochaska, J. & Norcross, J. C. (2010). Systems of psychotherapy: A transtheoretical analysis, 9th edition. Belmont, CA: Brooks/Cole, Cengage.

Sperry, L., Carlson, J. & Kjos, D. (2003). Becoming an effective therapist. Boston: Allyn & Bacon.

Sue, D. W. & Sue, D. (2008). Counseling the culturally diverse. New York: John Wiley & Sons.

Young, M. E. (2009). Learning the art of helping, 4th edition. Upper Saddle River, NJ: Pearson.



Назад в раздел






     
поиск контакты карта сайта
  Перепечатка и любое воспроизведение материалов без письменного разрешения правообладателей запрещены
© 2006 НОУ Институт Практической Психологии и Психоанализа, г. Москва
Работает на Битрикс: Управление сайтом
Яндекс цитирования