поиск контакты карта сайта
Научно-практический журнал электронных публикаций
Основан в 2000 г. Институтом Практической Психологиии и Психоанализа
 
 Главная 
 Все статьи 
 Авторы 
 Рубрики 
 Специальные темы 
 Информация для авторов 
 Образование 
 Консультация 
 Контакты 

Поиск по сайту


Подписка

Изменение параметров

Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Особенности семейной психоаналитической психотерапии

Год издания и номер журнала: 2015, №1
Автор: Тихонова О.И. / Яновский С.С.
Комментарий: Данная статья представляет собой главу из методического пособия Тихоновой О.И. и  Яновского С,С. «Супервизия в семейной психоаналитической психотерапии» (2013) и  отражает опыт практической работы авторов в клинике «МедВинсент», а также  семилетний опыт преподавания теоретико-практического курса по семейной психоаналитической психотерапии  на семинарах в Ялте.

Аннотация

По мнению авторов статьи после курса психотерапии пациент возвращается в семью, в которой и проявились те или иные кризисы, заболевания или конфликты, поэтому, без вовлечения в процесс перемен всех членов семьи, результаты будут не стойкими. В статье описаны методология, особенности и этапы семейной психоаналитической психотерапии.

Ключевые слова: семейная психоаналитическая психотерапия, семейный конфликт, объектные отношения, супервизия.


Семейная психоаналитическая психотерапия – относительно новое направление, и важность обсуждения этой темы обусловлена многими обстоятельствами как теоретического, так и прикладного характера.

Как социальная общность, семья во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом развития, поскольку являлась и является залогом стабильности и процветания общества. Сейчас семью называют также и элементом глобального развития. Невыполнение семьей социальных функций - репродуктивной и функции социализации – привело к депопуляции населения и ухудшению воспитания подрастающего поколения, следствиями чего являются рост преступности, алкоголизма и наркомании, других проявлений кризиса. В сложившейся ситуации необходимо научное осмысление и анализ тенденций социальных процессов, способствующих укреплению семьи. Налицо перспективность разработки и апробации в клинической практике семейной психоаналитической психотерапии на основе психоаналитического метода (Яновский, 2010).

Семейная психоаналитическая психотерапия проводит анализ и коррекцию межличностных отношений, особенностей личности и психологических защит всех членов семьи; профилактику семейных конфликтов и/или реабилитацию всей семьи в целом и ее отдельных членов. Иными словами – это психотерапия пациентов в семье и при помощи семьи.

Теоретическим и методологическим основанием семейной психоаналитической терапии являются: теория влечений Фрейда, эго-психология и теория объектных отношений. С этих позиций семья рассматривается как взаимодействие скрытых внутренних объектов, что позволяет проследить закономерности и механизмы изменений бессознательных паттернов во внутренних отношениях каждого из членов семьи, а затем и в их межличностных отношениях. Исследуются проблемы детско-родительских отношений в семье каждого из супругов, а затем их проявления в супружеских, детско-родительских отношениях в актуальной супружеской семье. Такой аналитический материал дает возможность концептуально объяснить механизмы взаимодействия интрапсихических и интерпсихических явлений в семье, причины образования различных типов семейной патологии (Харитонов, 2002).

В процессе семейной психотерапии проявляются особенности семейного взаимодействия, видна природа различных семей. В семьях, склонных сдерживать эмоциональные проявления, алекситимичные члены семей общаются, используя язык тела. Такой процесс общения с помощью симптомов тела формирует так называемые «психосоматические семьи». Семьи с тревожной и невротической атмосферой характеризуются, как «санаторий», семьи с атмосферой, близкой к параноидальной, — как «цитадель», а семьи с выраженными истерическими чертами — как «театр» (Куттер, 1997). Все эти особенности отражаются в ходе психотерапии и влияют на ее процессы.

Наш 5-летний опыт супервизионной работы, показывает, что в этом направлении есть еще мало описанные составляющие, поскольку нагрузка на семейного психотерапевта многократно возрастает, в сравнении с работой в групповой или индивидуальной психотерапии. «Легче работать над переносом одного пациента, чем над сложным сплетение эмоций целой группы людей, находящихся во власти невротических тисков» (Томе, Кехеле, 1997).

В семье, пришедшей на прием выше уровень аффективной составляющей в отношениях, выше риск проявления ситуативной спонтанности в речевой продукции и манерах, а также выше сплоченность перед внешней угрозой, а эту угрозу может иногда представлять психотерапевт. Как правило, в период формирования доверия семья неосознанно «проверяет» моральную и аффективную устойчивость специалиста, пытается использовать его в решении семейных конфликтов для усиления позиций одного или нескольких членов семьи, переложить на него ответственность за проблемного члена семьи. В случае кризиса, сформировавшегося или проявившегося в период психотерапии, семья обвиняет его в происходящем, представляя психотерапевта в роли «козла отпущения», чтобы еще на какой-то период сохранить шаткое равновесие в семье. Семейному психотерапевту приходится работать с семьей как с индивидом, а с индивидом как с семьей. Об этом писал М.Б. Буххольц в своей книге «Психоаналитический метод и семейная терапия» (Томе, Кехеле, 1997), где он отмечал, что работа с семьей может быть аналогична работе с группой, а также то, что и в психотерапии семьи и ее членов следует учитывать три подхода:

— изучение индивида вне его семьи,

— изучение семьи как индивида,

— изучение семьи и индивида в совокупности.

В таких ситуациях эмоциональная и интеллектуальная нагрузка на специалиста многократно возрастает, а с ней и уровень тревоги, истощения и ощущение переполненного «контейнера» после сессии. Супервизия в семейной психотерапии, поэтому способствует не только повышению профессионального мастерства, но и сохранности всех составляющих здоровья самого аналитика, является профилактическим методом против выгорания. В данном случае очень актуально высказывание, что супервизия является способом терапии самой психотерапии.

Какие особенности семейной психоаналитической психотерапии мы должны учитывать при подготовке к супервизии? Давайте остановимся на двух особенностях.

1.Расширение границ семейной психотерапии

Семейная психоаналитическая психотерапия обладает свойствами психоаналитической психотерапии, краткосрочной психотерапии и групповой психотерапии.

1.1. Как психоаналитическая психотерапия она направлена на своевременное распознавание феноменов желания и сопротивления, переноса и контрпереноса, проявляющихся у отдельного индивида, между членами семьи, между семьей и психоаналитиком.

Психоаналитическая психотерапия оказывает влияние на личность пациента как за счет осознания/инсайта, так и за счет снижения защитных реакций. Пациенты осознают причины происходящего, переживают и выражают вытесненное (Кохут, 2002, Ackerman, 1958). Психоаналитические семейные терапевты подчеркивают, что члены семьи в своих диалогах скрывают правду в основном не осознанно, а скорее за счет вытеснения. Попытка добраться до вытесненного содержания вызывает сопротивление. В семье сопротивление носит коллективный характер и чаще проявляется более открыто, чем в индивиду­альной терапии. Фактически целью любого вида психоанали­тической терапии является анализ сопротивления и попытка с помощью переноса установить связь между прошлым и на­стоящим (Малкина-Пых, 1997).

В отличие от других видов психотерапий аналитику, как правило, приходится приложить больше усилий, чтобы преодолеть сопротивление у идентифицированного члена семьи и его близких.

1.2. Как и в краткосрочной психотерапии, количество сеансов колеблется от 10 до 50.

В первую очередь внимание обращается на запрос семьи, и работа идет с ним. Поскольку у нас не сформирована культура раннего выявления психологических проблем в семье, профилактики расстройств и заболеваний, семья обращается обычно в ситуации ярко выраженного кризиса. Первые 6-10 сессий, а это первый и второй этапы работы, пока идет сбор анамнеза, диагностика, формирование психоаналитического семантического поля, проведение сессий более структурировано.

В течение первого диагностического этапа семейной психоаналитической психотерапии психотерапевт собирает жалобы пациентов, проводит необходимое диагностическое обследование, обсуждает условия психотерапевтического контракта, формулирует рабочий диагноз и алгоритм психотерапии, оговаривая необходимый курс сессий для работы с запросом семьи, начинает оформление анамнеза семьи. Для формирования рабочего диагноза можно использовать пятиступенчатую стратегию формулирования фокусной гипотезы Бентовина и Кинстона (Bentovim, Kinston, 1991):

1.Как члены семьи взаимодействуют относительно симптома и как это взаимодействие влияет на симптом?

2. Какова функция имеющегося симптома?

3. Какого несчастья опасаются в семье, что мешает им бо­лее открыто воспринимать конфликты?

4. Как текущая ситуация связана с прошлой травмой?

5. Как бы терапевт определил фокальный конфликт одной фразой?

После этого этапа психотерапевт должен решить, кого включить в процесс лечения.

Второй этап работы – этап осознания. Психоаналитик продолжает собирать анамнез, проводит необходимые диагностические исследования семьи, формирует психоаналитическое семантическое поле как психоаналитическую культуру. Под психоаналитическим семантическим полем в данном случае понимается психолингвистическая семантическая система языка метода – психоанализа, которая представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями. В ходе работы происходит информирование, прояснение границ и особенностей пространства психоаналитической сессии, формирование устойчивых ассоциаций с понятиями темперамент, характер, личность, бессознательное, «Я», обсуждаются особенности формирования и функционирования «Супер-Эго» и «Я-Идеала».

Из общего числа наиболее употребимых и оправдавших себя на практике количественных методов в психоаналитической диагностике следует особо выделить методики в обработке Собчик Л.Н.: ИТО, ДМО (опросник Лири), СМИЛ (ММРI), Люшер (Собчик, 2002). Учитывая распространенность алекситимии и психосоматических заболеваний, несформированность навыков рефлексии и формирования ассоциативного ряда, проективные методы и техники дают возможность увидеть происходящее, т.к. в ходе тестирования и обсуждения полученных результатов выявляются субъективные ощущения и эмоциональные состояния испытуемых в настоящий момент (в частности, стресс, депрессия или уверенность в себе), проявляются аспекты частной жизни и черты, характеризующие личности членов семьи (тревожность, эмотивность, зависимость и т. д.). Определенные методы тестирования, например тест «Изобрази свою семью в виде животных», «Изобрази свою семью под дождем», предназначенные для ребенка, позволяют выявить скрытые семейные конфликты. Все полученные данные в ходе сессий оформляются в анамнезе семьи и дневнике сессий.

Также первые два этапа психотерапии (первый диагностический и второй – осознание семейного конфликта) мы используем в качестве «пробного анализа» (Томе, Кехеле, 1996). Но в нашем случае это, все же, краткосрочная терапия, т.к. в качестве основной цели работы мы видим осознание причин семейной проблемы.

Третий этап характеризуется тем, что происходит ослабление проявления конфликта, сформировано доверие к специалисту, семье видна картина происходящего, вытесняемые аспекты отношений, проявления бессознательного, особенности объектных отношений, установки (семейные сценарии) партнеров и какой семейный сценарий формируется у детей. При подведении итогов оговоренного курса психотерапии, как показывает наш опыт, часто формулируется новый запрос, но уже на индивидуальную психотерапию одного или двух членов семьи. В дальнейшем возможно чередование индивидуальной и семейной сессий для того, чтобы семья отмечала происходящий процесс перемен у своего проблемного члена, изменения в семейных отношениях и не блокировала их (Малкина-Пых, 2006, Николс, Шварц, 2004, Яновский, 2010).

1.3. При участии в семейной психоаналитической психотерапии расширенной семьи (5 и более членов) проявляются все характерные элементы групповой психоаналитической психотерапии. Но, как правило, такая работа также проводится в краткосрочном формате. В этом случае иногда целесообразно продолжительность сессии увеличить до 90 минут.

2. Трансформация в процессе работы индивидуальной психотерапии в семейную, и наоборот.

Мы, учитывая тенденции современной жизни и глобальный кризис семьи в обществе, ставим в качестве основной задачи – помощь всей семье. В данном контексте мы начинам работать с тем членом семьи, который обратился, вовлекая в работу остальных членов семьи. Завершается процесс оказания помощи курсом индивидуальной терапии с идентифицированным членом семьи, параллельно подводим итоги этапов работы на семейных сессиях.

После курса индивидуальной психотерапии любой пациент возвращается в семью, в которой и проявились те или иные кризисы и конфликты, поэтому, без вовлечения в процесс перемен всех членов семьи, результаты будут не стойкими. При таком подходе работа с семьей проходит гибко и комплексно, учитываются все особенности этой семьи: ее временные и финансовые возможности, уровень выраженности конфликтов или заболеваний (Малкина-Пых, 2006, Зейга, 1998, Яновский, 2010).

2.1. Мы начинаем работать с членом семьи, который первым обратился за помощью, как с семьей. Как показывает опыт, он оказывается наиболее сохранным членом семьи. На наш взгляд, любая психотерапия – психотерапия семьи. Практикующий психоаналитик, так или иначе, сталкивается в своей работе с семейными проблемами пациента, проявившимися в его актуальной семье, а сформировавшимися в детско-родительской семье. Порой может возникать необходимость расширения рамок терапии и включения в нее родственников анализируемого. Психоаналитик, идущий на подобное, начинает, в принципе, заниматься семейной терапией (Куттер, Миллер, 2011).

В процессе работы проводится анализ пациента в контексте его детско-родительской семьи, и в контексте его актуальной семьи. Он видит, как его поведение и отношения с членами семьи способствуют проявлению кризиса. Мы работаем с пациентом, как со всей семьей. В результате работы у него формируется навык быть вне проблемной ситуации, видеть ее в качестве наблюдателя. «Психотерапевт всегда старается учитывать возможные конфликтные отношения пациента с близкими людьми и последствия этих контактов, рассматривая последние не только с позиции пациента, но и с точки зрения их второго участника, не присутствующего на сеансе», - отмечает П. Куттер и Т. Мюллер (Куттер, Миллер, 2011). Этот навык приводит к тому, что этот член семьи меняет свое поведение и отношение к проблеме, что либо снижает проявление конфликта в семье, либо вся семья включается в психотерапию.

2.2. Работа со всей семьей и индивидуально с пациентом, который является симптомом семьи. Пациент, который является носителем симптома семьи, отличается неадаптивным, аддиктивным или асоциальным поведением, наличием расстройства или психосоматического заболевания. Работа с ним проводится в формате психоаналитической психотерапии, а коррекция семейных взаимоотношений, в которых проявилось данное состояние пациента, на семейных сессиях. Мы анализируем, как была сформирована предрасположенность к текущему проблемному состоянию в детско-родительской семье, и какие особенности актуальной семьи проявили ее.

2.3. Работа с семьей как с индивидом. Как показывает наш опыт, вся семья обращается за консультацией и включается в психотерапевтическую работу в таких случаях:

1. в предразводной ситуации;

2. из-за проблем с детьми;

3. при психическом или психосоматическом расстройстве/заболевании члена семьи;

4. в случае угрозы статусу члена семьи и семьи в целом.

В работе происходит осознание ранних объектных отношений, желаний и сопротивления, переноса и контрпереноса, создаются предпосылки для выхода из кризиса всей семьи и для проблемного члена семьи в частности.

Учитывая все сказанное выше, мы понимаем, что семейный психоаналитически ориентированный психотерапевт сталкивается с кризисной, многокритериальной ситуацией, рассмотрение которой иногда необходимо не только в семейном, но и в культуральном контексте. В каждом случае это будет неповторимый вариант семейной психотерапии, который сложно иногда классифицировать, поэтому терапевт может испытывать тревогу, эмоциональное выгорание, ощущение собственной некомпетентности. Для помощи в этих состояниях необходимы как личный анализ, так и супервизия (Томе, Кехеле, 1996).

Психоаналитические методы и техники

Как показывает опыт проведения теоретико-практических семинаров для семейных психоаналитиков, участники не всегда могут определить используемые ими техники. Подготовленный перечень психоаналитических и общетерапевтических техник помогает легко ориентироваться во время сессии.

Наиболее часто используемые психоаналитические методы и техники:

1. метод свободных ассоциаций – основной способ получения наиболее важного материала от пациента

2. метод свободных дискуссий – способ получения наиболее важного материала от семьи (по П.Куттеру);

3. толкование сновидений;

4. интервенция;

5. интерпретация;

6. анализирование или анализ (переноса, контрпереноса, сопротивления и др.);

7. отражение;

8. присоединение;

9. прояснение;

10. проработка;

11. межличностное интерперсональное научение (по Ялому И.);

12. моделирование нового поведения (по Спойтницу Х.).

Кроме перечисленных психоаналитических методов и техник в психотерапии также используются общетерапевтические техники и методы:

1. директива;

2. обратная связь;

3. парадоксальная реакция;

4. информирование;

5. суммарное отражение чувств;

6. отражение чувств;

7. суммирование;

8. интерпретация;

9. конфронтация;

10. прояснение;

11. вопрос;

12. повторение;

13. поощрение (Ягнюк, 2000).

Annotation

According to the authors when after a course of psychotherapy the patient returns to the family in which both appeared certain crises, disease or conflict, therefore without engaging in a process of change for all family members the results are not persistent. This article describes the methodology, features and stages of family psychoanalytic psychotherapy.

Keywords: family psychoanalytic psychotherapy, family conflict, object relations, supervision.

Литература

  1. Зейга Д. «Семейный портрет в интерьере». Семейная терапия. Эволюция психотерапии. Том 1. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
  2. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. СПб.: Изд. Б.С.К., 1997.
  3. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. М.: Когито-центр, 2011.
  4. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002.
  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. М., Изд-во Эксмо, 2006.
  6. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: Эксмо, 2004.
  7. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М: ИПП-ИСП, 2000.
  8. Тихонова О.И., Яновский С.С. Супервизия в семейной психоаналитической психотерапии / Методическое пособие. Симферополь: Н.Орианда, 2013. С. 9-16.
  9. Томе Х., Кехеле Х. Современный психоанализ. Т.1, М. Издательство Агентство «Яхтсмен», 1996.
  10. Харитонов А.Н. Семейный психоанализ как самостоятельное направление семейной психологии и семейной психотерапии // Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  11. Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического вмешательства: типология техник. Журнал практической психологии и психоанализа, 2000, №3 (Электронный ресурс), Режим доступа к странице: http://www.yagniuk.ru/page.php?id=78 (дата обращения: 01.01.2014).
  12. Яновский С.С. Семейная психоаналитическая психотерапия. Курс лекций. Симферополь: Н. Ореанда, 2010.
  13. Ackerman N. W. The psychodynamics of family life: diagnosis and treatment of family relationships. Basic Books, 1958.
  14. Bentovim A., Kinston W. Focal family therapy: integrating system theory and psychodynamic understanding. // In: Gurman, A. and Kniskern, D. (eds) The Handbook of Family Therapy. Vol. II. New York: Brunner Mazel Chapter 9, 1991. pp. 284-324.
  15. Buchholz M.B. Psychoanalytische Methode und Familientherapie. Fachbuchhandlung für Psychologie. Frankfurt: M.Paperback 1982.


Назад в раздел






     
поиск контакты карта сайта
  Перепечатка и любое воспроизведение материалов без письменного разрешения правообладателей запрещены
© 2006 НОУ Институт Практической Психологии и Психоанализа, г. Москва
Работает на Битрикс: Управление сайтом
Яндекс цитирования