Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии

Год издания и номер журнала: 
2012, №4
Автор: 
Комментарий: Статья из Ежегодника по психотерапии и психоанализу (2012)", вышедшему в свет в издательстве Когито-Центр.

 

Психологическое тестирование рассматривается в англоязычной литературе как основа, либо как важная составная часть оценки (аssessment) (Whiston, 2009, Watkins, Campbell, 2000), которая в свою очередь является интегральной частью консультирования. Традиционно в качестве главной и практически единственной функцией оценки рассматривается получение информации для последующей работы консультанта/психотерапевта.

В последние годы наметилась тенденция сближения процессов оценки и консультирования, более того, такой подход рассматривается как средство вывода оценки из кризиса; терапевтические изменения выдвигаются в качестве основной цели оценки (Finn, Tonsager, 1997). Появился специальный термин «терапевтическая оценка» (Therapeutic Assessment), которая рассматривается как форма полуструктурированной беседы, в которой в сотрудничестве с клиентом, психологическое тестирование используется в качестве основы краткосрочной гуманистически ориентированной психотерапии (Finn, Tonsager, 2002). В русскоязычной литературе также рассматривается возможность сближения процессов тестирования и психологического консультирования (Соломин, 1999).

Продолжая данную тенденцию, мы будем пользоваться принятыми в русскоязычной литературе терминами «психодиагностика» и «психодиагностическое обследование». «Психодиагностика» – более широкое, чем «тестирование», понятие; оно дает возможность включить в сферу нашего рассмотрения не только тесты, но и экспертные (клинические) методики, которые могут эффективно использоваться для решения задач психологического консультирования (Барлас, 2003).

В данной статье мы рассмотрим на отечественном материале[1] возможности и преимущества, а также ограничения, которые создаются при подходе к психодиагностике как своеобразной форме психологического консультирования; также мы приведем некоторые методические рекомендации по использованию психотерапевтического потенциала психодиагностического обследования.

1. Запрос в консультировании и психодиагностике: различия и их последствия

В современном российском обществе постепенно формируется представление о том, кто такие психологи и в каких ситуациях к ним стоит обращаться. Клиент психолога-консультанта как правило самостоятельно формулирует запрос, с которым он пришел, и в большей или меньшей степени, но имеет мотивацию для совместной работы.

Иная ситуация отмечается при психодиагностическом обследовании, где в большинстве случаев испытуемый (клиент) не имеет собственного запроса на психологическое тестирование. Как правило, испытуемые либо попадают на психодиагностическое обследование по инициативе третьих лиц (представитель службы персонала организации, где он работает, школьный учитель, лечащий врач и др.), либо проведение обследования инициирует психолог в рамках проводимого консультирования (психотерапии).

Случаи, когда клиент самостоятельно формулирует запрос на психодиагностическое обследование (тестирование), по нашим данным, достаточно редки и единичны, за исключением запросов, связанных с выбором профессии/ образования, где клиенты обычно ожидают именно тестирования. Однако и в этом случае, как правило, речь идет о тестировании подростков и юношей (гораздо реже с запросом на тестирование, связанным с развитием карьеры, обращаются взрослые), инициатива которого в большей или меньшей степени исходит не от них самих, а от их родителей, поэтому данный запрос может считаться самостоятельным лишь с оговорками.

Отсутствие самостоятельного запроса приводит к тому, что испытуемые в меньшей степени, чем при психологическом консультировании, мотивированы на работу по самоизменению, что уменьшает вероятность серьезного терапевтического эффекта. Однако существует ряд факторов, которые могут частично компенсировать дефицит мотивации.

- Психодиагностическое обследование соответствует мотивации самопознания, достаточно значимой для многих; предложение «протестироваться», как правило, встречается с интересом, при условии, что у клиента отсутствует предварительное негативное отношение к тестированию (из-за предшествующего отрицательного опыта, опасения, что результаты будут иметь нежелательные последствия и пр.)

- Работа испытуемого в процессе выполнения тестов и методик, даже без последующего обсуждения, способствует углублению интереса к своему внутреннему миру, к самопознанию; у испытуемого возникают вопросы, которые потом могут обсуждаться в беседе с психологом.

- Если испытуемый проходит обследование не по собственной инициативе, имеет смысл перед началом обследования спросить, что он хотел бы узнать о себе, какую информацию получить. Далеко не все способны дать ответ, но даже попытки ответа запускают работу по самоанализу и самопознанию, увеличивая эффективность обследования.

Как и в психологическом консультировании, явный запрос испытуемого часто не отражает его глубинных проблем, хотя сам факт обращения к психологу (а иногда и согласия на обследование по инициативе третьих лиц) может служить индикатором того, что такие проблемы актуальны.

Пример 1. (Для понимания ситуации необходимо учесть, что события происходили несколько лет назад, и ни у одного из действующих лиц не было мобильных телефонов).

Женщина, связавшись с психологом по телефону, попросила провести тестирование ее 15-летнего сына с целью дать рекомендации по выбору специализированного класса (технического или гуманитарного). Психолог назначил подростку встречу, тот получил от матери записку с адресом и выехал из дома. Проехав часть пути, он выяснил, что забыл записку дома. Вместо того, чтобы вернуться или позвонить остававшейся дома бабушке, мальчик решил искать место, где работал психолог, по памяти. Безуспешно пытаясь найти организацию сначала на юго-западе Москвы, затем на северо-востоке, он потратил на поиски четыре часа и вернулся домой.

Вечером мать позвонила психологу и извинившись, попросила назначить другое время для ее сына, заверив, что теперь он обязательно доедет до психолога. В ходе беседы с матерью по телефону психолог предположил, что поведение подростка может указывать на проблемы, существующие в отношениях между матерью и сыном, и в итоге порекомендовал обратиться к семейному психологу. Мать поблагодарила его и больше не настаивала на тестировании сына.

Следует учитывать, что далеко не всегда в рамках психодиагностического обследования целесообразна работа с проблемами более глубокого уровня, нежели предполагает явный запрос, даже если на основании результатов обследования психолог может предположить, в чем они заключаются.

Пример 2 (Воробьева, 2010). Испытуемая Ольга, 28 лет, менеджер. Запрос связан с составлением прогноза карьерного развития, выделением факторов, способствующих и препятствующих карьерному росту. В ходе тестирования было выявлено и представлено испытуемой противоречие между характером запроса и особенностями жизненной ситуации испытуемой (она одновременно работала и училась, при этом тратила много времени на дорогу, что вызывало напряжение в семье) с одной стороны, и низким местом работы в системе ценностей испытуемой, при приоритете ценностей межличностных отношений, с другой. Обдумав полученную информациюиспытуемая пришла к выводу, что при наличии у нее стремления к профессиональному и карьерному росту, «ситуация обстоит таким образом, что, во-первых, мои внутренние противоречия не позволяют мне на данный момент двигаться в направлении карьерного роста, а во-вторых, предприятие, на котором я работаю, не предполагает моего дальнейшего продвижения…. Сегодня моей задачей является получение новых знаний и совершенствование профессиональных навыков в условиях сложившейся ситуации».

В течение года после обследования Ольга разошлась с мужем, уволилась с работы по собственному желанию и некоторое время не работала.

2. Психодиагностическое заключение для клиента как вариант психологического консультирования

Рекомендации и требования, касающиеся заключения для испытуемого по результатам психодиагностического обследования, часто достаточно противоречивы и не содержат внятных указаний на способы преодолеть эти противоречия. С одной стороны, испытуемые имеют право на достоверную информацию о результатах психодиагностического обследования, с другой – сообщение этой информации не должно наносить вреда испытуемому. При этом очевидно, что при психодиагностическом обследовании нередко выявляется информация, потенциально травматичная для испытуемого (например, о низком уровне интеллекта). Сообщать ли такую информацию и если да, то в какой форме, неясно. Также не может вызвать возражений тезис о том, что информация должна сопровождаться объяснениями, адекватными уровню знаний испытуемого, и учитывать его эмоциональное состояние; однако рекомендации о том, как именно нужно давать подобные объяснения и учитывать состояние, весьма расплывчаты и неопределенны. Среди специалистов нет согласия даже по более простому вопросу: должно ли заключение для испытуемого быть устным или письменным.

Многие из подобных вопросов и противоречий могу быть разрешены, если мы будем руководствоваться тезисом о том, что заключение для испытуемого по результатам психодиагностического обследования – это «особая форма психотерапевтического сообщения» (Тобиас, 2003) и следовательно при его проведении следует руководствоваться принципами и правилами психологического консультирования и психотерапии. Если немного изменить терминологию, то станет понятно, что вопросы, на которые трудно найти ответы в рамках психодиагностики, достаточно разработаны в психологическом консультировании (Алешина, 1999; Кочюнас, 1999).

Так, если считать заключение вариантом консультирования, станет очевидно, что устный вариант в подавляющем большинстве случаев является предпочтительнее, чем письменный (вряд ли консультант будет рассматривать вариант письменного консультирования, если возможно очное). Если мы будем рассматривать информацию психодиагностического заключения как вариант интерпретации, то станет понятно, что далеко не вся информация может быть донесена до испытуемого/ клиента (интерпретация может быть дана, лишь если она уместна и может быть принята клиентом). При этом до начала взаимодействия с испытуемым невозможно точно предвидеть его реакцию на сообщаемую информацию и следовательно неясно, какую часть этой информации можно будет донести до испытуемого. Поэтому сообщение результатов обследования должно быть гибким; психолог должен быть готов изменить содержание результатов в зависимости от реакции испытуемого в ходе беседы.

При обсуждении информации, которая может затрагивать достаточно серьезные личностные проблемы и конфликты, уместно использовать техники вопроса и «мягкой» конфронтации (Ягнюк, 2000). Вопрос дает возможность не представлять подобную информацию как непререкаемую истину, но скорее как одну из возможностей. К примеру: «Результаты теста показывают, что вы….. Что вы по этому поводу думаете?».

При психодиагностическом обследовании достаточно часто выявляются противоречия, которые могут отражать реальные конфликты и проблемы в жизни испытуемого. Техника «мягкой» конфронтации позволяет представить имеющееся в результатах обследования противоречие без развернутой интерпретации, предоставив испытуемому возможность самостоятельно дать интерпретацию, или задуматься над проблемой, или же обесценить результаты, используя психологические защиты. В последнем случае скорее всего последующая интерпретация противоречия психологом нецелесообразна. Так, в примере 2 события, происшедшие в жизни испытуемой после проведения психодиагностического обследования, показали, что сделанные ею интерпретации скорее всего были неполными, однако при однократном обследовании достижение более глубокого уровня осознания ситуации, вряд ли было возможным.

Таким образом, если представить психодиагностическое заключения для испытуемого/клиента как вариант психологического консультирования, то можно предложить следующие рекомендации по его проведению

- При сообщении испытуемому результатов обследования следует руководствоваться теми же принципами, что и при проведении психологического консультирования; в частности, следует воздерживаться от действий и сообщений, от которых психолог воздерживается при проведении консультирования.

- Заключение должно быть устным

- Заключение должно строиться как диалог

- Полнота сообщаемой испытуемому информации определяется в процессе беседы.

При проведении беседы желательно использовать принципы деноминализации, контекстуализации и позитивной реинтерпретации (см. Соломин, 1999):

1) Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих особенности испытуемого, из существительных или прилагательных в глаголы (к примеру, вместо «вы – экстраверт» можно сказать «вы обычно легко и свободно общаетесь»). Принцип помогает избежать восприятия информации психолога как «диагноза».

2) Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности (вместо «вы испытываете трудности в общении - «вы испытываете трудности, общаясь с незнакомыми людьми, или в большой компании, где вы на виду»). Принцип помогает избежать представления о том, что трудности, связанные с особенностями испытуемого, являются всеобъемлющими и подстерегают его всегда и везде.

3) Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения (вместо «вы не можете сосредоточиться, когда вокруг шумно» - «для работы вам нужна тишина»). Принцип позволяет избежать представления об ограниченных возможностях клиента и фатальном отсутствии у него тех или иных качеств.

Вместе с тем, беседа по результатам психодиагностического обследования существенно отличается от большинства других форм консультирования. Эти различия сводятся к следующему.

- Как правило испытуемый/клиент ориентирован на единственную встречу

- Мотивация испытуемого зависит от цели психодиагностического обследования, но он достаточно редко готов к серьезной работе по самоизменению.

- Испытуемый, воспринимая тесты как источник объективной информации, в большей степени ориентирован на некритичное принятие сведений о себе и на четкие рекомендации, что следует учитывать при построении беседы.

Учитывая некоторое противоречие между ожиданиями испытуемого (получение рекомендаций) и нежелательностью представления рекомендаций при психологическом консультировании, вопрос о рекомендациях по результатам психодиагностического обследования следует рассмотреть отдельно.

3. О рекомендациях по результатам психодиагностического обследования

Учитывая общность психологического консультирования и беседы по результатам психодиагностического обследования, можно выделить следующие желательные особенности рекомендаций.

- Рекомендации не должны носить характера директивы, а скорее предлагаться психологом как один из возможных вариантов поведения испытуемого/клиента.

- Рекомендации следует обсуждать в диалоге с испытуемым.

- Уместность рекомендации зависит от мотивации испытуемого, от его заинтересованности в результатах обследования и стремления к самоизменению.

- Уместность рекомендации возрастает, если психолог располагает информацией, которая неизвестна или не приходит в голову испытуемому.

Пример 3. Наташа, 18 лет, учащаяся колледжа, жительница небольшого города; запрос связан с выбором профессии. Окончила художественную школу, учителя рекомендовали дальнейшее обучение в художественном училище, однако в городе, где жила Наташа, такого училища не было, а родители отказались отпускать 15-летнюю девушку в другой город. Наташа поступила в колледж, причем ни она, ни ее мама при проведении психодиагностического обследования не смогли ответить на вопрос, по какой специальности обучается девушка.

При обсуждении результатов психологического тестирования психологом в числе других возможных специальностей были предложены ландшафтный дизайнер и дизайнер интерьеров. Эти предложения были с приняты с большим интересом, поскольку соответствовали склонностям испытуемой. Возможность работать по этим специальностям ей самой в голову не приходила.

- Если испытуемый очевидно ориентирован на получение рекомендаций, то желательно предоставить ему рекомендации, даже если психолог расценивает готовность клиента к их выполнению как низкую, с целью избежать выраженного разочарования и негативной оценки психодиагностического обследования в целом; в подобных случаях рекомендации следует формулировать в как можно более общем виде.

- Если есть такая возможность, беседу следует завершить, сообщив о том, что испытуемый может при желании вновь обратиться к психологу для повторного обсуждения результатов, частичного или полного повторения обследования или за психологической помощью. Эта возможность нередко оказывается востребованной.

Пример 4. Дарья, 37 лет, разведена, двое детей. Ведет активный образ жизни, успешно работает (незадолго до обследования получила повышение), производит впечатление общительного, открытого, доброжелательного человека. Аллергик, болеет астмой.

При обследовании было найдено противоречие между позитивной самооценкой, отсутствием явных признаков психологического неблагополучия с одной стороны и усталостью, страхом перед будущим, которые были выявлены с помощью проективных методов. При обсуждении результатов была предложена психотерапия, что вызвало удивление, однако клиентка обещала «подумать». Через год обратилась с просьбой найти ей психотерапевта. За этот год с ее слов ухудшилось состояние здоровья, появилось разочарование в людях, Дарья «устала казаться успешной и веселой».

Далее представлены возможные виды рекомендаций, сгруппированные по уровням: чем выше мотивация испытуемого/клиента, тем больше вероятность того, что для него будет уместна рекомендация более высокого уровня.

1. Обсуждение результатов обследования в контексте жизненных ситуаций. Иными словами, используя принцип контекстуализации, желательно рассмотреть совместно с испытуемым, как именно будут проявляться психологические особенности, выявленные в результате обследования, и какие последствия они могут иметь. К примеру, если психолог скажет тревожному испытуемому о том, что у него высокий уровень тревожности, то скорее всего это приведет лишь к усилению тревоги. Однако можно сосредоточить обсуждение на ситуациях, в которых наиболее часто возникает тревога – как правило, это ситуации неопределенности, принятия решений и пр. Можно обсудить, есть ли возможность избежать таких ситуаций, как подготовиться к ним, оптимальные способы поведения в них (учитывая присущую испытуемому высокую тревожность) и пр.

2. Рекомендации по оптимизации образа жизни: режим дня, физические упражнения, занятия спортом, житейские способы снятия напряжения, немедикаментозные средства оптимизации психофизиологического состояния. Подобные рекомендации уместны при наличии признаков тревоги, переутомления, неблагоприятного физического состояния. Выбор конкретных средств проводится в беседе с испытуемым, с учетом его возможностей и предпочтений. Данный уровень не предполагает воздействие на возможные причины неблагоприятного состояния; рекомендации уместны как в тех случаях, когда психолог сочтет это нецелесообразным (например, в силу недостаточной мотивации клиента), так и в дополнение к рекомендациям других уровней.

3. Самообразование: чтение книг по психологической проблематике, овладение психотехниками. Как правило, подобные рекомендации стоит давать, если психолог может дать названия подходящих книг или иных источников информации.

4. Групповая или индивидуальная психологическая помощь. Желательно предлагать ее, если психолог может либо сам провести соответствующую работу, либо рекомендовать специалиста.

Отдельно (вне уровней) мы рассмотрим вопрос о рекомендациях, связанных с жизненными изменениями (профессиональными, семейными, личными, материальными и пр). С одной стороны, подобные рекомендации находятся в противоречии с принципами психологического консультирования. С другой стороны, их необходимость иногда в явном виде следует из задач психодиагностического обследования, например, профориентационное тестирование предполагает, что психолог рекомендует круг профессий, подходящих для испытуемого. Нам представляется, что подобные рекомендации уместны, если их давать с учетом принципов, изложенных в начале данного раздела, оставляя принятие решения за испытуемым.

Пример 5. Ольга, 29 лет (ее данные рассматривались в примере 2, повторное исследование проходило через полтора года после рассмотренного ранее). При диагностике по методике неоконченных предложений выявлены признаки неблагополучия в отношениях с матерью. В ходе последующей беседы Ольга отметила, что в ее отношениях с матерью отсутствует то чуткое понимание, которое должно быть между матерью и дочерью. Данная проблема существует с самого детства, и всю жизнь Ольга пытается ее разрешить.

Также было отмечено, что, несмотря на то, что Ольга придает отношениям в семье большое значение, вместе с тем ни в завершении предложений, ни в комментариях в ходе последующей беседы ребенку клиентки не отводилась сколько-нибудь значимая роль. В беседе с испытуемой было сделано предположение, что существует угроза перенесения модели отношений с матерью испытуемой на отношении Ольги со своим ребенком. Недостаток любви и внимания со стороны матери, который Ольга неоднократно фиксировала в ходе исследования, возможно, повторяется теперь и в ее отношениях с дочерью.

Через некоторое время Ольга забрала свою семилетнюю дочь от родителей бывшего мужа, с которыми девочка проживала до этого.

4. Терапевтическая эффективность психодиагностики и ее ограничения

Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки. Показано, что обратная связь по результатам тестирования является более эффективной (уменьшение симптоматики дистресса, увеличение самооценки), чем сессия поддерживающей психотерапии такой же продолжительности, причем позитивный эффект сохранялся в течение двухнедельного срока (Finn, Tonsager, 1992). Выделяются следующие виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики (Finn, Butcher, 1991)

- Повышение самооценки

- Уменьшение одиночества и чувства изолированности

- Увеличение надежд

- Уменьшение симптоматики

- Улучшение понимания себя

- Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.

По нашим данным, по результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд положительных эффектов (по данным катамнеза, от 4 месяцев до двух лет после проведения обследования)

1. Выраженные изменения к лучшему жизненной ситуации. Случаи, когда причинная связь между обследованием и происшедшими изменениями очевидна, достаточно редки. Однако происшедшие в результате психодиагностического обследования изменения могут быть столь разительны, что могут оцениваться как «самая удачная и элегантная психотерапия, которую я когда-либо совершал» (Corsini, 1984). Приведенный им пример удивителен еще и тем, что заключение психолога по результатам тестирования состояло всего из одной фразы (о высоком IQ), которая изменила жизнь человека. Интерпретация испытуемым (заключенным в тюрьме) этой фразы «вызвала полнейшее изменение в представлении о себе и привела к изменениям в поведении и в его чувствах относительно себя самого и окружающих».

Приведем в чем-то сходный пример на российском материале. Интересно, что в нем также идет речь об изменениях, происшедших после того, как в результате тестирования были получены данные о высоком интеллекте.

Пример 6. Елена, 28 лет, старшая медсестра хирургического отделения больницы. Школу окончила с серебряной медалью, мечтала стать врачом-хирургом, однако не продолжила образование после медицинского училища из-за рождения детей. Руководство больницы неоднократно предлагало Елене поступать учиться, но она отказывалась, считая, что "поезд ушел, мозгов не хватит". В отделении, где она работала, проводилось психологическое тестирование интеллекта. Перед выполнением теста сомневалась в своих возможностях: "Какой интеллект, были мозги да усохли". Елене показала по тесту интеллекта результат, существенно превышающий средний результат врачей, После ознакомления с собственным результатом, а также со средними данными по тесту в различных профессиональных группах у Елены "словно крылья выросли": появилась вера в свои способности. Через несколько месяцев после тестирования успешно сдала экзамены в медицинский институт.

Достаточно часто в катамнезе после психодиагностического обследования встречаются упоминания явных изменений к лучшему жизненной ситуации – уменьшение конфликтов в семье, улучшение межличностных отношений, служебные успехи и пр. – однако достаточных оснований для того, чтобы считать эти изменения следствием проделанной совместно с психологом работы как правило нет, хотя и исключать такую возможность не стоит.

Пример 7. Екатерина, 25 лет, мастер по маникюру. Окончила 2 курса технического вуза, ушла, работала продавцом в разных местах. Больше года не задерживалась на рабочем месте, т.к. не устраивала заработная плата. Нынешняя работа нравится, но заработок также не устраивает. Не замужем, живёт у молодого человека, от которого периодически уходит. Не знает, как дальше строить свою жизнь - возобновить ли учёбу в институте, поступить в другое учебное заведение; не знает, кем бы ей хотелось работать.

По результатам обследования были даны рекомендации не продолжать обучение в техническом вузе; среди профессий, которые соответствуют склонностям и индивидуальным особенностям Екатерины, была названа профессия продавца-консультанта.

Катамнез через 10 месяцев. Работает в сетевом магазине по продаже мобильных телефонов. Работа нравится, заработная плата устраивает. Начальство ценит Екатерину как работника, она переведена в лучший магазин сети, что положительно сказывается на заработке. В личной жизни также произошли изменения: рассталась с предыдущим молодым человеком, встречается с новым. Хочет учиться, но пока не располагает средствами и временем на обучение.

2. Принятие решений на основе результатов психодиагностического обследования. Примером может служить решение испытуемой забрать ребенка от родителей мужа (пример 5). Чаще по результатам психодиагностики принимается решение обратиться за психологической помощью, а также решения, с профессиональным выбором – смена работы, поступление в учебное заведение и т.п.

Гораздо чаще, чем принятие новых решений на основе полученной при психодиагностическом обследовании информации и ее обсуждения с психологом, результатом проведенной работы является укрепление уверенности в решении, фактически принятом еще до обследования, но в котором клиент сомневался, или выбор из нескольких вариантов решения. В частности, в случае, рассмотренном в примере 7, клиентка, которая находилась перед обследованием в ситуации неопределенности, после обследования сменила место работы, вернувшись к одной из профессий, опыт работы по которой она уже имела.

3. Повышение самооценки (словами испытуемых, «укрепление веры в себя», «повышение уверенности в себе») отмечается большинством испытуемых в качестве результата психодиагностического обследования и является по нашим данным наиболее выраженным эффектом обследования.

Таким образом, по нашим данным, в качестве основных позитивных эффектов психодиагностического обследования с последующим обсуждением можно отметить повышение самооценки, принятие решений и (или) выбор одного из нескольких решений по результатам обследования, а также позитивные жизненные изменения. По нашему мнению, основными факторами, определяющими эффективность психодиагностического обследования, причем в некоторых случаях бОльшую, чем психологического консультирования аналогичной продолжительности, являются:

- Самоанализ, который происходит в процессе ответов на вопросы психодиагностического обследования и дает возможность задуматься над темами и проблемами, над которыми клиент раньше не думал, получить ценную информацию даже без обсуждения результатов

- Наглядность информации, получаемая в результате психодиагностического обследования, ее представление в виде чисел, графиков и пр., возможность сравнить свои результаты со статистической нормой.

- Объективность тестов: их результаты часто воспринимаются испытуемыми как более значимая и достоверная информация, чем слова психолога.

Пример 8 является отражением этой тенденции, доведенной до крайности. Анатолий, 56 лет, рабочий, а также его жена выполнили методику диагностики ценностных ориентаций по Рокичу. Методика не предполагала количественной обработки результатов. В последующем обсуждении сопоставлялись ценности супругов, проводилась интерпретация их сходства и различий.

После проведенной беседы Анатолий воскликнул: «Надо же как точно компьютер все выдал!» Он подумал, что результаты вводились в компьютер, обрабатывались помощью специальных программ, и компьютер выдал результат.

Вместе с тем, следует признать, что психодиагностическое обследование как правило предполагает единственную встречу с психологом по результатам обследования, в ходе которой у клиента обычно отсутствует осознанная мотивация к самоизменению: он настроен скорее на получение информации и (или) рекомендаций. Поэтому в большинстве случаев психодиагностическое обследование не может привести к выраженным изменениям. Опыт показывает, что из заключения по результатам обследования испытуемый в первую очередь воспринимает ту информацию, которая не противоречит его Я-концепции и соответствует его жизненным планам. В противном случае информация не воспринимается адекватно и (или) искажается.

Пример 9. Антон, 15 лет, ученик 9 класса физико-математического лицея. Хочет стать предпринимателем, родители считают, что сыну лучше поступить в престижный технический вуз, с которым связан лицей. При психодиагностическом обследовании были выявлен ряд характеристик, способствующих успешности в инженерно-технических дисциплинах, но не в деятельности предпринимателя. Информация об этих характеристиках была доведена до Антона, однако, учитывая противоречия с планами подростка, рекомендации по выбору профессии в явном виде сделаны не были.

Катамнез через полгода. Высоко оценивает результаты обследования, уделяет больше внимания учебе в школе, утвердился в своих планах стать предпринимателем.

Пример 10. (Кононова, Шмелев, 2010). Испытуемая Д. проходила профориентационное тестирование. В заключении было написано: «Вы не очень общительны… предпочитаете уединение активному взаимодействию с людьми». 4 года спустя учится в Академии туризма как сама захотела, выбранная профессия категорически не нравится, так как «требует много общения». На вопрос, что ей было рекомендовано при тестировании, отвечает, что ей рекомендовали общение с людьми.

Таким образом, психодиагностическое обследование с последующей беседой по его результатом обладает большим психокоррекционным и психотерапевтическим потенциалом, который может быть реализован при четком понимании возможностей и ограничений обследования, а также при реализации в беседе с клиентом/испытуемым основных принципов психологического консультирования.

 

Примечания:

[1] При написании статьи использованы данные курсовых работ по психодиагностике, выполненные студентами ИППиП, которым автор выражает искреннюю признательность.

Литература: 
  • Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. М.: Класс, 1999.
  • Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы. Психологическая диагностика, 2003, №2.
  • Воробьева И.В. Роль мотивационно-потребностной сферы в развитии карьеры менеджера: психодиагностический подход. Дипломная работа. – Институт Практической психологии и психоанализа, 2010.
  • Кононова В.Н., Шмелев А.Г. «ДДО» и «Профориентатор»: преемственность отечественных профориентационных методик. - Вестник Московского университета. Серия Психология, 2010, №2.
  • Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
  • Соломин И.Л. Психологическое тестирование и консультирование. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.
  • Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. – М.: Класс, 2003.
  • Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического вмешательства: типология техник. Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2000.
  • Corsini R.J. (Ed.), Current psychotherapies. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers, 1984.
  • Finn S.E. & Butcher J. N. Clinical objective personality assessment. In M. Hersen, A. E. Kazdin, & A. S. Bellack (Eds.), The clinical psychology handbook (2nd ed.; pp. 362-373). NY: Pergamon Press, 1991.
  • Finn S.E. & Tonsager M.E. Therapeutic effects of providing MMPI-2 test feedback to college students awaiting therapy. Psychological Assessment, 1992, 4, 278-287.
  • Finn S.E. & Tonsager M.E. Information-gathering and therapeutic models of assessment: Complementary paradigms.Psychological Assessment, 1997, 9, 374-385
  • Finn S.E. & Tonsager M.E. How Therapeutic Assessmentbecame humanisticThe Humanistic Psychologist, 2002, 30,10-22.
  • Watkins C.E. & Campbell V.L. Testing and assessment in counseling practice. Taylor & Francis, 2000.
  • Whiston S.С. Principles and Applications of Assessment in Counseling . 3-rd edition, Cengage Learning, 2009.