поиск контакты карта сайта
Научно-практический журнал электронных публикаций
Основан в 2000 г. Институтом Практической Психологиии и Психоанализа
 
 Главная 
 Все статьи 
 Авторы 
 Рубрики 
 Специальные темы 
 Информация для авторов 
 Образование 
 Консультация 
 Контакты 

Поиск по сайту


Подписка

Изменение параметров

Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Психотерапевтические возможности патографии в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой М.Е. Бурно

Год издания и номер журнала: 2011, №4
Автор: Филозоп А.А.

Клиническая терапия духовной культурой – это область клинической психотерапии, в которой основным специфическим механизмом, объединяющим различные лечебные воздействия культурными феноменами, является терапевтическое творческое (креативное) переживание-вдохновение, приводящееся в действие в соответствии с клиническими особенностями страдания пациента и его характерологической почвы - замкнуто-углубленной, синтонной, тревожно-сомневающейся и т.д. В клинической терапии духовной культурой осуществляется синтез лечебного воздействия духовных ценностей, творческого общения пациента с природой, с людьми, особого погружения в прошлое, путешествий, а также создание различных творческих произведений (Бурно, 2006).

Следует особо подчеркнуть, что клиническая терапия духовной культурой – это не один из вариантов арт-терапии или экзистенциально-гуманистической психотерапии, где помощь пациенту осуществляется без опоры на клиническую картину, особенности его характера, личностную почву.

Различные приемы клинической терапии духовной культурой можно обнаружить в российской клинической психотерапии уже в ХIХ веке. В научно-практической школе Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) они обрели свою целостность, воплотились в новый терапевтический подход помощи дефензивным людям испытывать «счастье быть самим собой (сообразно своей природе) с осознанием своей общественной полезности» (Бурно, 2006а; с.341).

Сущность ТТСБ как клинико-психотерапевтического метода состоит «в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии творчеством своей индивидуальности, своего места среди людей, «силы своей слабости» и в личностном, творческом самоутверждении» (Бурно, 2006; с.80).

В настоящее время ТТСБ имеет два вектора развития: 1) лечение дефензивных психопатов и малопрогредиентно-шизофренических пациентов; 2) естественнонаучное исследование природных особенностей и характерологических закономерностей творчества (в самом широком смысле) - Характерологическая креатология.

Характерологическая креатология, объединяющая различные варианты применения ТТСБ в немедицинской сфере помощи дефензивным людям, включает в себя гуманитарно-культурологическое, направление школы ТТСБ - Характерологическую терапию творческим самоутверждением (ХТТС) - гуманитарно-культурологический комплексный метод самоутверждения и духовного роста человека в творческой деятельности (автор метода Е.А. Поклитар). ХТТС более двух десятилетий разрабатывается одесскими специалистами различного профиля: врачами, психологами, педагогами. Оформление ХТТС в конце прошлого века в самостоятельную ветвь школы ТТСБ связано с экстраполяцией авторского метода М.Е. Бурно изначально в контекст педагогической и философской моделей психотерапии, а затем и в плоскость научно-практического психологического знания.

Приоритетным в терапевтической работе ХТТС, как указывает Е.А. Поклитар, становится помощь, направленная на решение проблем адаптации к микро- и макросоциальной среде, коррекции психической неуспешности, личностный и духовный рост, повышение качества жизни человека (Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением, 2007).

Акмеологический вариант клинической терапии духовной культурой, являющийся практическим выражением базисных положений ХТТС, послужил основой для реализации программ оказания терапевтическо-акмеологической помощи дефензивным людям в рамках характерологической акмеологии (Филозоп, 2011).

Основные цели акмеологического варианта ТТСБ:

1. Терапевтическая цель – помочь дефензивному человеку быть «самим собой», по-своему, сообразно природе характера (характерологического радикала), обрести свой целебный путь-смысл в жизни; открыть, актуализировать резервы собственной дефензивности в общественной, нравственной деятельности (Бурно, 2006а).

2. Цель акмеологическая – помочь дефензивному человеку реализовать потенциал своего характера (характерологического радикала) личностно, сообразно своему возрасту и полу, через конкретное дело в жизни, достигая на этом пути духовно-нравственной вершины в системе действенных отношений человека к другим людям и к миру в целом, т.е. своего личностного акме.

В данной работе предпринята попытка впервые рассмотреть психотерапевтические возможности патографических исследований под углом зрения характерологической акмеологии - новой, междисциплинарной научно-практической области помощи дефензивным людям в достижении личностного акме посредством изучения конституциональных и характерологических закономерностей и механизмов достижения человеком вершины своего личностного становления (акме) на различных этапах жизненного пути (Филозоп, 2011).

Патография в контексте акмеоцентрического подхода в психотерапии

Патография (греч. рathos - болезнь, grapho - писать) как область исследования не имеет в научном сообществе общепринятого определения собственного предмета. Напротив, существуют различные планы понимания содержания и функций патографии: психопатологический, психоаналитический, клинико-диагностический, культурологический и др.

Наиболее редуцированно понятие «патография» представлено в Толковом словаре психиатрических терминов В.М. Блейхера, и И.В. Крука, где она определяется как «изучение творчества писателей, поэтов, художников, мыслителей с целью оценки личности автора как психически больного» (Блейхер, Крук, 1995; с.386). Полярная точка зрения на сущность патографического исследования отражена в определении, сформулированном А.И. Сосландом, который подразумевает под патографией любое усмотрение, описание и анализ психопатологических и патопсихологических феноменов за пределами собственно психиатрической и психотерапевтической деятельности (Сосланд, 1999).

Психотерапевтическая грань патографии впервые выделяется М.Е. Бурно. Он указывает, что патография – это «область клинической психотерапии, исследующая процесс лечения незаурядным творчеством, то есть изучающая лечебное творчество одаренных людей, творчество, сообразное душевным, духовным особенностям творца» (Бурно, 2006а; с.324). Психотерапевтическая ценность патографии состоит в том, что в рамках ТТСБ в процессе разнообразных форм творческого самовыражения, изучая элементы психиатрии, характерологии пациент отталкивается от результатов творческого процесса знаменитых писателей, поэтов, художников и т.д., большинство из которых или имели пограничные психические расстройства, или иные глубокие душевные страдания, стихийно, интуитивно лечась творчеством. И в этом случае патография становится уникальным терапевтическим инструментом, позволяющим пациенту исследовать (совместно с врачом или клиническим психологом) творчество глубоко и сложно переживающих личностей, оставивших яркий след в культуре человечества.

Таким образом, «патография в клинико-психотерапевтическом понимании практически неотделима от Терапии творческим самовыражением. А Терапия творческим самовыражением может работать и со здоровыми как педагогически-воспитательная система» (Бурно, 2006; с.324).

Какие же психотерапевтические возможности несет в себе патография в оказании помощи дефензивным людям в достижении личностного акме в рамках акмеологического варианта клинической терапии духовной культурой? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, в первую очередь, рассмотреть сущность акмеоцентрического подхода применительно к патографическому исследованию, как психотерапевтическому (в широком смысле) инструменту воздействия.

В акмеологии под акмеоцентрическимподходом принято понимать научный подход, ориентированный на принцип системности и предусматривающий согласованное использование в акмеологических теоретических и эмпирических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете собственно акмеологических (Акмеология, 2002).

При клиническом патографическом исследовании, как правило, главным методом изучения взаимосвязи душевных коллизий выдающейся личности и ее творчества, является биографически-исторический метод, в определенных случаях дополняемый клинико-психопатологическим и клинико-архивным (изучение медицинской документации) методами исследования. Помещая патографию в систему координат акмеоцентрического подхода, тем самым мы обнаруживаем новые пути для проведения анализа, обобщений, выявлений тенденций и закономерностей достижения дефензивными людьми с различной характерологической почвой акме своего личностного развития. Применение акмеоцентрического подхода к анализу патографических исследований в рамках характерологической акмеологии имеет особую эвристическую ценность, поскольку на теоретическом уровне помогает решать задачу выявления конституциональных, характерологических и возрастных адаптационно-компенсационных ресурсов личности, определяющих закономерности ее акмического становления на различных этапах жизненного пути.

Акмеологический контекст патографического исследования – это, по сути, раскрытие на материале клинического описания и естественнонаучного анализа жизни и творчества выдающихся личностей трех взаимосвязанных планов:

- во-первых, акмеологического потенциала различных характерологических радикалов (синтонного, замкнуто-углубленного, и др.) и психических расстройств;

- во-вторых, - выявление характерологических и возрастных механизмов адаптации и компенсационных ресурсов личности;

- в-третьих, - объективных и субъективных психологических условий, которые определяют закономерности акмического личностного становления.

Однако следует особо отметить, что в предлагаемом нами варианте клинической терапии духовной культурой, процесс «высвечивания» акмеологического контекста патографии представляет собой главный механизм акмеологического воздействия патографии в условиях особого терапевтического пространства группы Творческого самовыражения, способствующей обретению целительного креативного переживания-вдохновения. Не аналитически-интеллектуально осуществляется поиск акмического, а посредством активизации креативного состояния, эмоционального оживления, открывающего в душе пациента (клиента) творческое вдохновение. И благодаря этому терапевтически ценным становится сам процесс творческого поиска, порождающий новые положительные эмоции, личностно значимые переживания, чувства и отношения. Когнитивное постижение содержания акмеологического контекста патографии вторично и, как показывает практика, в нем нуждаются не все пациенты.

Таким образом, пациент (клиент) совместно с психотерапевтом (психологом) и другими участниками группы ТТСБ, изучая на материале патографического исследования и погружения в мир творческого наследия выдающегося писателя, художника и т.д. клинико-характерологический портрет его личности, жизнь и творчество, высвечивает акмическую сущность его душевного и духовного своеобразия, траекторию его личностного пути к уникально-неповторимому акме. Вскрывая акмеологический контекст конкретного патографического исследования в процессе творческой работы своей души, соотнося акмическую составляющую клинико-характерологического портрета личности и особенности структурирования жизни и творчества выдающимся писателем, поэтом, художником, со своим душевным складом, собственной палитрой актуальных потребностей, ценностей, смыслов и т.д., пациент (клиент) достигает следующего терапевтического эффекта:

1) более отчетливо начинает чувствовать свою индивидуальность (ее природную, социальную, духовную составляющие);

2) приходит осознание основных вех становления своей личности, т.е. собственный жизненный путь на эмоциональном и когнитивном уровне теперь воспринимается не как конгломерат, наслоение или цепь случайных событий, а как закономерное неповторимое сочетание субъективно значимых этапов развития истории своей личности;

3) открывает для себя новые способы для самовыражения своей личности и выбора своего уникального места в жизни;

4) происходит духовно-нравственное обогащение мировоззренческих ориентиров;

5) появляется устойчивое положительно окрашенное переживание «самособойности» и образа своей личности, с которым пациент (клиент) со временем все чаще идентифицируется.

В заключении следует отметить, что акмеологический вариант терапии духовной культурой (ТТСБ) ориентирован на широкий спектр помощи дефензивным людям:

- профилактику расстройств адаптации у лиц подросткового, юношеского и пожилого возраста, обусловленных трудностями разрешения закономерных кризисов возрастного развития личности;

- повышение качества жизни пациентам с хроническими соматическими заболеваниями и патохарактерологическими расстройствами;

- помощь в самоактуализации и достижении личностного акме сообразно природным основаниям своего характера.

Выводы

Патография – это и особая область клинической психотерапии, и один из методов исследования характерологической акмеологии, и инструмент акмеологического воздействия в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой.

Патографическое исследование помогает изучить и процесс лечения незаурядным творчеством, и природные, психологические адаптационно-компенсационные ресурсы личности, определяющие закономерности ее акмического становления на различных этапах жизненного пути, и побудить пациента (клиента) к целебному творческому повседневному поиску уникального места своей личности в жизни общества, осознанию и переживанию смысла своего существования в мире.

Литература

  1. Акмеология. / под ред. А.А. Деркача. (2002) – М.: РАГС.
  2. Блейхер В.М., Крук И.В. (1995) Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж: НПО «МОДЭК».
  3. Бурно М.Е. (2006) Клиническая психотерапия. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Академический Проект; Деловая книга.
  4. Бурно М.Е. (2006 а) Терапия творческим самовыражением. – М.: Академический Проект.
  5. Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением. / под ред. Е.А. Поклитара, М.А. Раскиной. (2007) – Одесса: «Астропринт».
  6. Сосланд А.И. (1999) Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. – М.: Логос.
  7. Филозоп А.А. (2011) Характерологическая акмеология в пространстве клинической терапии духовной культурой. // Психотерапия. – №3 – С. 34-40. 



Назад в раздел






     
поиск контакты карта сайта
  Перепечатка и любое воспроизведение материалов без письменного разрешения правообладателей запрещены
© 2006 НОУ Институт Практической Психологии и Психоанализа, г. Москва
Работает на Битрикс: Управление сайтом
Яндекс цитирования