Диалог между парадигмами - мечта или реальность

Год издания и номер журнала: 
2006, №2

В апреле 2006 года Институт практической психологии и психоанализа отметил свой пятнадцатилетний юбилей. К этой знаменательной дате была приурочена конференция студентов, стажёров и молодых специалистов, прошедшая в Москве 15-16 апреля 2006 года и ставшая ярким событием в профессиональной жизни студентов и сотрудников института. Идея проведения подобной конференции зрела долго и была продиктована необходимостью создания форума, где молодые специалисты, практикующие в различных психотерапевтических школах, могли бы делиться с коллегами собственным опытом, обсуждать насущные проблемы профессионального становления и роста. Поэтому можно смело утверждать, что направление работы первой конференции - "Профессиональная идентичность психолога-консультанта и психотерапевта" - оказалось подсказано самой жизнью института, повседневными проблемами и успехами студентов и преподавателей. Вокруг этой центральной темы, волнующей каждого психолога-практика, от студента первого курса до ректора института, выстроились почти все выступления: участники конференции с увлечением обсуждали, как мы приходим в эту профессию, как находим свой путь в ней, какие "ловушки" подстерегают нас на этом пути, какие внутренние процессы происходят с нами в процессе профессионального развития, как строится наша карьера в дальнейшем, и многое другое.

И практически с первых часов работы конференции участникам стало очевидно, насколько одновременно и сходно, и по-разному приобретается опыт решения похожих задач молодыми специалистами, осваивающими профессию практического психолога в рамках различных психотерапевтических подходов, прежде всего - психодинамического и семейного. Это открытие повлекло за собой целый ряд интереснейших наблюдений и дискуссионных высказываний, сделанных участниками конференции, и постепенно стало одним из лейтмотивов форума.

В своём приветственном слове ректор ИППиП Елена Александровна Спиркина рассказала о том пути, который прошёл институт за пятнадцать лет своего существования, и о тех успехах, которые были достигнуты как самим институтом, так и его выпускниками. Дальнейшая работа секций наглядно продемонстрировала, что не только студенты ИППиП могут гордиться своим институтом, но и институт может гордиться своими студентами.

На конференции были представлены несколько основных направлений работы студентов и выпускников института, по которым производился обмен опытом. Участники конференции делились своим опытом решения различного типа профессиональных задач. С одной стороны, был представлен целый ряд докладов, посвященных каждодневной работе с клиентами. С другой стороны, студенты делились уникальным опытом практики в тех условиях, где общество больше всего нуждается в работе психотерапевта - в системе здравоохранения, в социальных учреждениях, в экстремальных условиях, связанных с социальными катастрофами. Наконец, в ряде докладов были представлены попытки развития теории психотерапии и подкрепления качественного анализа психической реальности клиента, которое терапевт проводит на сеансах и супервизиях выводами, сделанными на основе научных исследований психотерапии, в том числе и строгого количественного анализа.

Открывая работу первой секции "Работа в условиях внешней катастрофы", ведущая И.Ю. Хамитова рассказала, о том, какой эмоциональный отклик вызвали в профессиональном сообществе сентябрьские события 2005 года, связанные с захватом заложников в Беслане. Из психологов-добровольцев была создана рабочая группа, члены которой работали в нескольких московских больницах, как с самими заложниками, так и с их семьями. В работе секции были представлены доклады некоторых участников этой группы. Огромный интерес и живую эмоциональную реакцию вызвали у участников конференции доклады В.О. Барской, А.Ю. Аваловой, Л.Л. Микаэлян и Е.В. Фисун.

В докладе В.О. Барской "Семья в условиях внешней катастрофы: цели и стратегия терапии" рассматривались стрессовые факторы, под действием которых оказались пострадавшие. Наиболее существенные из этих факторов - ситуация захвата и вынужденное перемещение в новую среду (московские больницы). Автор описала также те изменения, которые претерпевает при работе с данным типом клиентов позиция терапевта. В своей работе он неизбежно сталкивается с собственными чувствами и с необходимостью заново простраивать для себя границы своих профессиональных полномочий. Также были рассмотрены терапевтические цели и задачи, которые оказались адекватными при работе с семьями пострадавших в Беслане.

В докладе А.Ю. Аваловой "Консультирование семей в условиях стационара: опыт работы с родителями детей, пострадавших при теракте в Беслане (РДЦКБ) и с родителями детей с онкологическими заболеваниями (НИИ ДОГ)" было представлено сравнение локального опыта работы с жителями Беслана, пострадавшими при теракте и проходившими курс лечения в РДКБ, с достаточно продолжительным опытом работы с семьями в НИИ ДОГ, в отделении детской онкологии. В докладе были описаны основные принципы и особенности работы в стационаре с семьями, переживающие потерю здоровья ребенка в ситуациях тяжелой болезни (онкология) и из-за последствий теракта, особое внимание уделялось обсуждению статуса психолога в этих ситуациях, отношению медицинского персонала и родителей к работе психолога.

Авторы доклада "Оценка опыта работы с семьями, пострадавшими от теракта в Беслане" Л.Л. Микаэлян и Е.В. Фисун рассказали об особенностях сеттинга типичных для работы в больничных стационарах и отличиях данной работы от всех других, подробно описали основные фокусы работы. В докладе были также суммированы наблюдения, касающиеся межкультурных различий в процессе проживания горя и приведены соответствующие рекомендации.

Общенациональный масштаб трагедии и живое человеческое горе, с которыми временами приходится сталкиваться психологу в своей повседневной работе, и те результаты работы, о которых рассказали участники этой секции не могли не вызвать живой эмоциональный отклик у участников конференции.

Исторически сложилось, что программы специализации по психоаналитической психотерапии и системной семейной психотерапии в Институте Практической Психологии и Психоанализа являются одними из самых старых и представительных в Москве. Немало ныне практикующих специалистов окончили в своё время эти специализации. На конференции специализация по системной семейной психотерапии была представлена отдельной секцией "Работа с особыми категориями семей" (ведущие: О.В. Березкина, С.В. Климова), на которой был прочитан ряд интересных докладов, затрагивавших вопросы специфической помощи семье и ребёнку в различных ситуациях.

Автор доклада "Семья и зависимость" М. Афанасьева коснулась вопросов зависимости и созависимости в семье. На примере случая из практики автор проиллюстрировала, как уже взрослому человеку трудно освободиться от "застывших" детских ролей и жить в мире со своими чувствами, как женщина, имеющая в детстве большой опыт "войны" с родителями за их трезвость, пытается заставить бросить пить своего избранника.

Поэтично назвав свой доклад "Крылья белого мотылька или мой путь к пониманию бессознательного", Е.Ю. Шавеко проанализировала свой опыт работы с родителями детей с онкологическими заболеваниями. Наибольший интерес слушателей вызвала та часть доклада, в которой автор описала свои эмоциональные реакции в процессе работы. По сути дела, этот доклад представлял собой попытку поделиться опытом работы в рамках обучения профессии психолога-консультанта, когда, столкнувшись лицом к лицу и со своими страхами, и с сильными чувствами клиента, психологу приходится адаптироваться в совершенно новых, иногда пугающих, условиях, ставящих вопрос даже о выживании его как личности и профессионала.

Специфике работы с людьми, потерявшими близких вследствие суицида, был посвящён доклад А.В. Арсентьевой., в котором на примере анализа клинического случая были рассмотрены основные этапы и специфика работы с пациентом, потерявшим близкого в результате суицида.

Для стажеров системной семейной специализации в ИППиП уже не первый год организована практика в детском саду-школе компенсирующего вида № 1709. В докладе "Работа с родителями детей с особыми потребностями" Е.В. Фисун и Л.Л. Микаэлян рассматривались особенности семей с детьми с врожденными пороками развития, цели и методы психотерапевтической работы с подобными семьями. Огромный интерес вызвало обсуждение ряда вопросов возникших в процессе работы, представленных докладчиками в виде своеобразных задач для психолога, решение для которых наряду с авторами доклада мог попробовать поискать каждый из слушателей.

"Системная семейная терапии подростка с отклоняющимся поведением" была представлена в докладе Е.В. Чалдаевой. Описанная работа с клиентским случаем опиралась на концепцию системной семейной терапии о том, что носитель симптома (подросток) отражает общую семейную дисфункцию. Доклад Е. Фарих "Опыт работы семейного психотерапевта в социальных условиях" также описывал работу психолога в системной модели, и продемонстрировал, как подобная работа позволяет не только урегулировать конфликт, но и изменить контекст существующей ситуации.

Ведущие секции "Работа с сепарационными проблемами" О.В. Березкина и Е.М. Дайчик отметили, что часто в своей работе психологу приходится сталкиваться с проблемой сепарации или последствиями этой проблемы. Именно поэтому количество докладов, посвященных этой проблеме, оказалось достаточно велико, и работа данной секции сопровождалась дискуссиями среди участников конференции. Каждый доклад, представленный на секции, был посвящен разбору какого-либо аспекта проблемы сепарации с помощью анализа яркого и характерного примера - случая из практики. В работе секции принимали участие представители разных парадигм - психодинамической и системной, благодаря чему участникам конференции была предоставлена возможность сопоставить взгляд двух разных психотерапевтических подходов на одну и ту же проблему.

Внимание представителей системного подхода в психотерапии было сконцентрировано на взаимосвязи сепарации с другими процессами, происходящими в семейной системе, и с психологическим состоянием членов семьи. В докладе Н.Г. Реутской "Ребенок-инвалид в семейной системе как фактор, осложняющий сепарационные процессы" демонстрировалось влияние наличия ребенка-инвалида на сепарационные процессы в семье и возможные пути терапевтической работы в этом случае. Доклад К.А. Дёминой "Анализ парных случаев: сепарационная практика на примере работы с ребёнком" был посвящен зависимости успешного прохождения сепарационного процесса ребёнка от психологического состояния матери. Автор на примере анализа двух случаев продемонстрировала как незавершенная работа горя сказывается на взаимоотношениях матери и ребенка. В докладе Е.А. Кузьминой "Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода" было показано, как отсутствие сепарации может отрицательно влиять на эмоциональное состояние, искажает восприятие и поведение человека, затрудняет доступ к ресурсам. Автор поведала о возможностях сочетания различных техник системной семейной терапии. Особый интерес слушателей вызвала часть доклада, посвященная супервизиям за зеркалом Гезелла. С точки зрения автора Е.А. Кузьминой, они не только помогают в выборе стратегии и тактики терапии, но и способствуют формированию профессиональной идентичности начинающего терапевта.

В то же время представители психодинамического подхода при обсуждении сепарационных проблем сделали несколько другие акценты, прежде всего вынеся в центр обсуждения проблему взаимодействия терапевта и клиента. Чрезвычайно интересный и эмоциональный доклад "Сеттинг в работе с пограничным пациентом", посвящённый вопросам о том, почему так разительно различаются представления о сеттинге в различных психотерапевтических школах, и обоснованию возможностей и ограничений поведения терапевта, связанных с сеттингом в психоаналитическом и других психотерапевтических направлениях, был представлен на данной секции Н.Л. Диковой.

Во время работы секции "Прикладные исследования в области психотерапии" возможность и продуктивность подхода к одним и тем же проблемам с точки зрения различных парадигм стала еще более очевидной. Так, с позиций, с одной стороны, психодинамического, а с другой - системного семейного подходов - были рассмотрены психологические проблемы женщин, связанные с гинекологическими операциями и абортами (доклады Л.В. Сечко и Е.Ю. Шавеко). Были продемонстрированы возможности проведения как качественных, так и количественных исследований в области психотерапии в рамках каждого из подходов. Также представители обоих подходов продемонстрировали интерес к проблемам современного общества и способность порождать гипотезы относительно изменений характера межличностных отношений, сопровождающих социокультурные изменения (доклады Н.И. Ермаченковой и В.Г. Пухлова).

Так, в докладе Л.В. Сечко "Психодинамические аспекты переживания женщинами гинекологической операции" был представлен материал психодиагностического обследования женщин до и после операции по удалению матки. Полученный материал показал наличие у данной группы пациенток тяжелого анамнеза в плане межличностных отношений, в том числе с их собственными матерями. Данные обследования были рассмотрены автором доклада в контексте формирования женской идентичности и ее нарушения у пациенток.

Доклад Е.Ю. Шавеко "Те, кто не помнит прошлого, обречены пережить его заново" был посвящен поиску психологических причин множественных абортов. Отраженное в докладе теоретико-эмпирическое исследование также предполагало процедуру обследования выделенной группы пациенток и контрольной группы, а также анализ отдельных случаев, однако, в отличие от доклада Л. Сечко, данные интерпретировались в контексте системного взгляда на семью и происходящие в ней процессы, в частности, процессы трансгенерационной передачи паттернов функционирования).

Доклады Н.И. Ермаченковой "Секс без обязательств - новое в явление в жизни современной женщины" и В.Г. Пухлова "Анализ садомазохистских отношений на примере героев фильма Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже"" увлекли слушателей в мир тонкого качественного психологического анализа и раскрыли участникам конференции возможности приложения навыков подобного анализа за пределами психотерапии, в совместных прикладных проектах с представителями творческих профессий, таких, как журналистика и искусствоведение.

Таким образом, можно сказать, каждый из участников конференции продемонстрировал свой уникальный путь профессионального становления, что оказалось очень важным для слушателей, среди которых было немало студентов младших курсов ИППиП, еще только начинающих задумываться о выборе психотерапевтической парадигмы или области приложения своих сил в практике.

На протяжении последних десятилетий тема "профессионального взросления" психотерапевта стала не просто предметом рефлексии психотерапевтического профессионального сообщества, но и предметом специальных исследований. Эта тема привлекает все больший интерес, и, хотя результаты специальных исследований профессионального роста и профессиональной идентичности психотерапевтов и психологов-консультантов на конференции представлены не были, тот факт, что практически во всех докладах, вынесенных на обсуждение, затрагивались те или иные аспекты, связанные с профессиональной идентичностью психотерапевта, свидетельствует о том, что конференция позволила обсудить именно те проблемы, которыми живет сообщество. Завершивший двухдневный форум круглый стол, посвящённый проблемам профессиональной идентичности, в очередной раз показал, что обретение профессиональной идентичности является чрезвычайно важной частью профессионального становления консультантов и психотерапевтов. Будучи расширением Я-концепции, сформированная профессиональная идентичность служит надёжной системой координат для осмысления как профессионального, так и личного опыта. Выступления Е.Н. Фарих, Г.Г. Измайловой, Л.Л. Микаэлян, Е.А. Кузьминой, М. Афанасьевой, Т.Ю. Катрин и многих других содержали интересные размышления о выборе специализации, о профессиональном пути и профессиональном росте, об интеграции в психотерапевтическое сообщество и т.п.

В Институте Практической Психологии и Психоанализа традиционно представлены две ведущие парадигмы - психодинамическая и системная. Сами по себе парадигмы кардинально отличаются и взглядами на мир, и применяемыми психотерапевтическими методиками и техниками, и критериями профессиональной подготовки специалистов, и используемой терминологией - языком профессионального общения. Поэтому естественно, что многие студенты и стажёры, специализирующиеся в какой-то определённой парадигме, очень плохо представляют себе, как устроена работа их коллег, практикующих в других психотерапевтических парадигмах, тогда как это может быть для них не только весьма любопытно, но и весьма полезно. Кроме того, замыкание в рамках собственной парадигмы ведет к своеобразному отгораживанию от более широкого профессионального сообщества и взаимному непониманию представителей разных психотерапевтических школ даже в тех случаях, когда они говорят об одних и тех же проблемах и явлениях. В процессе обсуждения докладов участники конференции, являющиеся представителями разных психотерапевтических парадигм, не раз обращали внимание на проблему профессионального языка и высказывали мысль о том, что, употребляя разные психотерапевтические термины, мы часто имеем в виду схожие психические процессы. Однако, употребляя один и тот же термин (например, инстинкт) представители системного и психоаналитического направлений подразумевают совсем разные вещи. Подобные трудности еще раз продемонстрировали всем участникам конференции, что подлинное взаимопонимание между представителями разных терапевтических парадигм возможно, однако оно требует длительного содержательного диалога, затрагивающего все аспекты профессиональной жизни психотерапевта, от мировоззренческих установок до терминологии. И не случайно давней мечтой многих сотрудников ИППиП было осуществление такого диалога между парадигмами. Не без гордости заметим, что прошедшая конференция явилась осуществлением этой мечты. Диалог состоялся.