поиск контакты карта сайта
Научно-практический журнал электронных публикаций
Основан в 2000 г. Институтом Практической Психологиии и Психоанализа
 
 Главная 
 Все статьи 
 Авторы 
 Рубрики 
 Специальные темы 
 Информация для авторов 
 Образование 
 Консультация 
 Контакты 

Поиск по сайту


Подписка

Изменение параметров

Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Психологическая травма и пути восстановления

Год издания и номер журнала: 2010, №4
Автор: Ханох Д.
Комментарий: Данный доклад был представлен на Российско-Немецкой конференции «Травма прошлого в России и Германии: психологические последствия и возможности психотерапии», состоявшейся 27-29 мая 2010 г.

Прежде всего я хотела бы рассказать две притчи.

В одной стране жил мудрец. Он ходил из деревни в деревню, из города в город, и везде собирались люди, чтобы его послушать, попросить совета. Все его очень уважали. Один мальчик решил, что он будет умнее его. Он придумал: я поймаю бабочку, зажму ее в кулаке, подойду к мудрецу и спрошу «Что у меня в руке?» Он скажет: «Бабочка». А я спрошу: «Она живая или мертвая?» Если скажет «живая», я ее раздавлю, а если скажет «мертвая», то я открою кулак и выпущу ее на свободу. И так все увидят, что я его умнее. Так он и сделал. И когда он задал свой вопрос, то мудрец ему ответил: «Все в твоих руках, мой мальчик!»

Вторая притча о мудреце, который жил в деревне и каждый день читал проповедь на поляне под деревом. У мудреца был кот, который всегда мешал ему читать проповедь, и поэтому его привязывали к дереву, чтобы не мешал. Однажды кот пропал, и вся деревня отправилась на его поиски, чтобы привязать его к дереву, чтобы тот не мешал читать проповедь.

К первой притче мы еще вернемся, а что говорит нам вторая? Она говорит нам о том, как важна в нашей жизни повседневная рутина и как мешает нам любое ее изменение.

Так что же можно сказать, когда в жизни происходит резкий перелом, что-то травматическое случается. И неважно что: болезнь, дорожная авария, теракт, гибель близкого человека или развод, увольнение и много других происшествий, которые грубо обрывают обычное течение жизни.

Современная психиатрия и психология занимались долгие годы описанием патологий, болезней, симптомов, но в последние десятилетия встал вопрос о качестве, присущем всему человечеству, – душевной стойкости. И как нам это помогает выжить, справиться с тяжелыми потерями, душевными травмами и продолжать жить дальше, а иногда – изменить себя и свою жизнь.

Если мы вернемся к психологическим теориям о развитии и жизни человека, мы увидим разные подходы, разные оси.

Эмоциональная ось

Зигмунд Фрейд занимался эмоциональной стороной, он считал, что детские эмоциональные переживания, комплексы, с ними связанные, подсознательно решают, по какой  дороге человек пойдет в своей жизни. Часто подсознание врывается в поступки нашей жизни, и психотерапия должна привести человека к осознанию комплексов и их влиянию на его жизнь.

Семейно-социальная ось

Ученик и коллега Фрейда, Альфред Адлер, а позже и Эрик Эриксон подошли к проблемам с другой стороны и подчеркнули роль семьи и общества в жизни человека и связи с окружающим его миром.

Ось воображения

Карл Юнг, сначала ученик и друг Зигмунда Фрейда, впоследствии развил свою теорию, в которой большую роль играют символы и архетипы, культурное наследие, он подчеркивал важность воображения, творчества, интуиции. Он считал, что без этого трудно человеку понять окружающий его мир, символы и архитипы.

Ось телесно-поведенческая

Бихевиористское течение в психологии отрицает понятия «душа», «подсознание» и вместо этого строит цепочку: раздражитель – ответная реакция – обучение – поведение. Последователи теории Павлова считают, что поведение обусловлено нейрохимическими раздражителями. Сегодня мы знаем, что найдены химико-гормональные основы многих душевных болезней и симптомов.

Когнитивно-умственная ось

Когнитивный подход видит в эмоциях проявление умственных процессов. По этой теории человек встречается с окружающим его миром в процессе обучения, понимания и рационализации. Изменение мысли приходит к изменению его поведения. Представители этого направления – Элис и Бек.

Ось веры, ценности, смысла жизни – психофилософская

Ценность веры, поиска смысла жизни. Это направление развито Виктором Франклом, человеком, пережившим нацистские лагеря смерти. Человек может справиться с самой тяжелой действительностью, если сможет задействовать внутренние силы и придать смысл всему, что происходит с ним.

Жизнь человека, пути его противоборства, выживание в трудных ситуациях слишком сложны, чтобы подвести их под одну теорию. Все эти теории вместе привели к созданию многоосевого подхода. Постепенно развилась холистическая теория, соединяющая душу, тело и дух, что и составило базу для работы авторов теории, которая сегодня помогает тысячам людей во всем мире. Офра Аялон и Мули Лахад – авторы многих книг; и моя лекция об этом подходе.

 

Шесть осей противоборства, выживания и душевной стойкости составляют ЧУВСТВО.

1. Эмоциальная ось, путь эмоционального противостояния. Стремление понять и принять свои чувства, переживания, организовать и справиться с ними. Чувство выражается разными путями и в беседе, и в плаче, и в танце, и в рисунке, и в игре, и в музыке и помогает выходу сдерживаемых эмоций.

2. Ум. Желание положиться на логическое мышление, понять опасности, учиться новым подходам, взвешивать, планировать и искать выход.

3. Вера. Это может быть любая вера: вера в Бога, в другие ценности, вера в самого себя, поиск выхода в молитве, в вере и в надежде.

4. Социум. Желание налаживать социальные и общественные связи, получать и давать помощь. Друзья, семья, создание вокруг себя поддерживающей среды (примеры из работы СЭЛА, добровольческой организации, помогающей новым репатриантам в кризисной ситуации).

5. Тело. Пути телесные, через органы чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, тактильное ощущение. Движение, бег, работа, физические нагрузки (женщины часто убирают в доме, когда у них тяжело на душе, и с другой стороны – расслабление, релаксация).

6. Воображение. Способность к творчеству, интуитивности, гибкости помогают найти пути через воображаемый мир и в состоянии бед, травм, трудностей найти новые пути выхода, казалось, из безвыходного положения.

Эта модель относится к путям выхода из травматических ситуаций. У каждого человека, любого индивидуума есть подходящий ему способ, который он выбирает, исходя из своего жизненного опыта, характера. Обычно это соединение нескольких путей, и есть один, главенствующий.

Что же происходит в семье, когда случается беда, несчастье, потеря близкого? Ведь семья состоит из разных людей, у каждого из которых свой путь сопротивления и переживания.

Для примера я расскажу об одной семье, которой я занималась много лет назад.

Отец, мать, три дочери – 18, 17 и 9 лет. Старшие дочери уезжают на трехдневную школьную экскурсию. По дороге домой девочки ссорятся, и старшая выходит из автобуса и пересаживается в фургон, в котором едут еще 10 участников экскурсии. Фургон уезжает первым, автобус – несколько позже. В пути он попадает в тяжелую аварию, и все пассажиры и водитель погибают. Автобус через час проезжает место аварии, они видят полицию, машины скорой помощи, фургон искорежен так, что они даже не догадываются, что там их друзья и родственники. И только приехав домой, они узнают, что случилось.

Надо сказать, что в те годы я не занималась семейной терапией, а мать семейства была моей пациенткой до аварии и гибели дочери.

Реакция матери была эмоциональной, она много говорила, плакала, рассказывала о предчувствиях, искала предзнаменования, обвиняла себя, что предпочитала погибшую дочь другим дочерям. И когда узнала об аварии, ее мысль была: «только не она». Ее реакция шла по эмоциональной оси и оси воображения. После аварии я познакомилась с другими членами семьи. Отец, человек рационального склада, что и до аварии служило причиной недопонимания между ним и женой, с головой ушел в вычисления, поехал на место аварии, просчитывал, как ее можно было избежать, и в дальнейшем стал активным членом созданного общества по борьбе с авариями. Его оси – когнитивная и социальная. Он не принял реакцию жены, она не приняла его реакцию. У средней дочери первая реакция – злость, чувство вины, потерянность; все это быстро привело к замкнутости, трениям с родителями, она казалась явным кандидатом на патологическую реакцию, но душевная стойкость подсказала ей путь: она стала много заниматься спортом и добилась больших результатов в этом направлении. Ее путь – телесный. И отец, и она отказались от психологической помощи и ограничились одной-двумя встречами. Младшая дочь пыталась устраниться от происшествия, как будто это произошло не в ее семье, но была готова на совместные психотерапевтические сессии. Она очень хотела походить на старшую сестру, и нашла возможность самоутверждения в том, в чем была сильна ее сестра, – рисовании, лепке, а со временем и в сочинении рассказов.

Так что мы видим на примере этой семьи? Они прошли тяжелую потерю, и трудность усугублялась не тем, что они выбирали разные пути, а тем, что они не понимали и не принимали путей других членов семьи, обвиняли друг друга и не могли найти поддержку в семье.

Надо сказать, что душевная стойкость помогла им, в конечном счете, избежать патологических реакций. Но по себе я знаю, что если бы тогда я, как психотерапевт, знала то, что знаю сейчас, то я могла бы помочь каждому из них понять другого, научить принимать пути других людей, а также снять многие напряжения и трудности в их тяжелой ситуации.

Теперь посмотрим на них:

Мать – ось эмоциональная,

Отец – ось когнитивная и социальная,

Старшая дочь – ось телесная,

Младшая дочь – ось эмоциональная и ось воображения.

И, возвращаясь к первой притче, я повторю: «Все в твоих руках, мой мальчик!»



Назад в раздел






     
поиск контакты карта сайта
  Перепечатка и любое воспроизведение материалов без письменного разрешения правообладателей запрещены
© 2006 НОУ Институт Практической Психологии и Психоанализа, г. Москва
Работает на Битрикс: Управление сайтом
Яндекс цитирования