Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми

Год издания и номер журнала: 
2005, №1
Автор: 

В предлагаемой вниманию читателей статье представлено описание практического опыта работы с семьями, с подростками и детьми, а также некоторые материалы учебного курса по работе с семьями в танцевально-двигательной терапии.1 Многие теоретические обоснования могут показаться спорными, так как выведены из практического опыта. В статье рассмотрены случаи из практики, в которых применение танцевально-двигательной терапии оказалось эффективным методом решения определенных терапевтических задач.

Мой личный путь с детства был связан с занятиями музыкой, театром и танцами. Эти сферы помогали мне выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. И, когда я выбрала профессию психолога, я знала сразу, что область моих интересов будет связана с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Двенадцать лет назад я начала работать в качестве психолога с детьми пяти-шести лет в Доме Творчества. Это был одногодичный курс занятий по развитию творческих способностей. Мы лепили из глины и пластилина, рисовали акварелями, гуашью и карандашами, пели песни, играли, сочиняли сказки, придумывали собственные игры, танцы, спектакли то есть осваивали самые различные формы творчества. Довольно быстро, узнав, что занятия ведет психолог, родители стали обращаться с вопросами о том, как вести себя с детьми в сложных ситуациях, как лучше помогать ребенку в развитии его способностей и как их распознавать, как налаживать отношения разновозрастных детей в семье и так далее. В то время я еще обучалась на факультете психологии МГУ им. Ломоносова а также в международной программе по психодраме, соединяя таким образом психологию и театр. В дальнейшем, я прошла еще одну специализацию в области психотерапии - 4-летнюю международную обучающую программу по танцевально-двигательной терапии (Руководитель - Бирюкова И.В.). Моя дипломная работа была посвящена исследованию влияния танцевально-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. (Руководитель - канд. психол. наук. И.Г. Кокурина., со-руководитель - И.В. Бирюкова) В результате, мне удалось осуществить свою мечту - соединить в практической работе психологию, театр и танец, а также добавить элементы арт-терапии.

Общение с различными семьями позволило мне увидеть, как присутствие творчества в повседневной жизни семьи может помочь в решении трудностей, которые в ней возникают. Часто семьи приходят в терапию в таком состоянии, что о творческом подходе в жизни давно забыто. Мы начинаем разбирать сложные ситуации и конфликты, и оказывается, что слова уже "не работают" или им уже не верят. В таких случаях я прошу "показать" ситуацию (используя психодраму) или станцевать (применяя танцевально-двигательную терапию).

Танцевально-двигательная терапия в работе с семьями с темой установления личных границ

Приведу пример из практики, когда слова "перестали работать": на семейную терапию ходила мама с двумя дочерьми подросткового возраста (отец ушел из семьи, когда детям было 4 и 5 лет). Главной темой их взаимоотношений было непонимание друг друга: конфликты вспыхивали по любому поводу, они кричали и угрожали друг другу, хлопали дверьми и по очереди убегали из дома. Большое количество терапевтических сессий мы посвятили проговариванию позиций друг друга, установлению правил и взаимоприемлемых договоренностей. Проходило время, и они возвращались после очередного цикла терапии с еще большим накалом во взаимоотношениях в связи с нарушением тех договоров, которые были установлены ими в ходе наших встреч. Тема нарушения границ стала главной. Однажды они пришли в таком состоянии, что не могли разговаривать друг с другом. Обозначив тему границ, я предложила им невербально исследовать границы и проксемику (т.е. отношения дистанции и близости относительно друг друга). Нужно было ощутить то расстояние, которое существует между ними на данный момент, и то, которое им хотелось бы иметь. Это был своеобразный парный танец, в котором очень уверенным движением показывалось, где следовало остановиться другому: "Стоп!". Каково же было их удивление, когда они увидели, что расстояние, которое существует реально, слишком близкое для них и очень тесное, так как любое движение одного физически задевало личное пространство другого. Поэтому любая искра разгоралась в пламя, любое слово воспринималось как угроза, нападение или вторжение в личное пространство. Следующая часть работы их удивила не меньше - оказалось, что расстояние, на котором они чувствуют себя комфортно, очень большое. Для дочек было открытием то, что мама останавливала каждую из них на довольно большом расстоянии. Им казалось, что их маме вообще не требуется собственное пространство, что она живет исключительно их интересами. И только в результате такой двигательной работы у них появилась способность говорить и слышать друг друга. Эта сессия стала кардинальной для их семьи. После нее мама перестала водить детей к разным психологам с постоянным запросом: "Сделайте с моими дочками что-нибудь, чтобы они слушались и уважали меня". Она приняла решение о своей личной длительной терапии. Этот пример наглядно показывает, как работа с движением может эффективно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Кроме того, подобное двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, получить новый телесный опыт комфортного сосуществования в семье.

Ролевое взаимодействие в семье

Следующей темой, с которой эффективно можно работать с семьями, применяя метод танцевально-двигательной терапии, является ролевое взаимодействие в семье. Одно из исследований, которое мы можем предложить в этой связи, называется "Кинетическая скульптура". Мы просим, сделать скульптуру взаимоотношений каждого из членов семьи и "оживить" ее, задавая каждому характерное движение. На словах часто может утверждаться "правильное" распределение ролей в семье, но в таком танце всегда видны как зоны проблемного взаимодействия, так и реальные взаимоотношения: кто на самом деле играет роль ребенка, кто - родителей, кто - дедушек и бабушек и т.д. Перефразируя название известной передачи "Очевидное - невероятное", можно утверждать, что в танцевально-двигательной терапии вероятное и невероятное становится очевидным через движение, мимику, жесты и звуки.

Танцевально-двигательная терапия может применяться, когда идет психологическая работа с выражением чувств внутри семьи. Особенно в тех случаях, когда оказывается недостаточным осознать и назвать чувства, а важно их выразить. Эмоции живут в теле, поэтому движение, сочинение своего танца является способом выражения чувств. Несколько лет назад я столкнулась с тем, что многие дети пяти-шести лет с трудом осознают и называют какие-либо эмоции. На вопрос: "Что ты чувствуешь?", они в лучшем случае отвечали: "Мне хорошо" или "Мне так себе", а более распространенный ответ был: "Не знаю". Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. В рамках специализации по танцевально-двигательной терапии существует семинар "Базовые аффекты". Этот материал вдохновил меня на создание курса по знакомству с эмоциями для детей, который прошел апробацию в "Детских Творческих Мастерских на Соколе" при Госклубе "Факел", где я работаю уже восемь лет. Уникальность этих Мастерских в том, что преподаватели обладают не только высокими преподавательскими способностями, но и реализуются как художники, музыканты, актеры, режиссеры, танцоры и другие специалисты из разных областей. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме создания курса для детей по исследованию базовых эмоций, мы каждое занятие посвящали исследованию одной эмоции. Мы рисовали ее, разговаривали о ней, сочиняли сказки, и каждый ребенок придумывал танец выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывало именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняли танец злости, становились злостью, исполняя ее танец, и это не вызывало сопротивления. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Прошло уже семь лет со времени проведения первой такой группы и дети, уже ставшие подростками, до сих пор вспоминают эту работу с эмоциями.

Работа с довербальными стадиями развития в танцевально-двигательной терапии

Наверное, одна из самых сильных сторон танцевально-двигательной терапии как метода является работа с довербальными стадиями развития, так как опыт этого периода запоминается телесно и не оформлен в слова, поэтому через движение появляется возможность войти в соприкосновение с этим ранним опытом, осознать и изменить его, если потребуется.

Приведу случай из практики, который является для меня одним из ярких примеров работы с восстановлением базового доверия к миру с помощью танцевально-двигательной терапии. Ко мне обратилась мама семилетней девочки, которая не хотела учиться, не отвечала на уроках. Когда я стала общаться с ребенком, она мне сразу после знакомства сказала: "А знаешь, я не хочу быть человеком. Мне так плохо. Я всегда мечтала жить в море и быть водорослями, чтобы волны меня качали". Из истории семьи стало известно, что мама с папой в разводе и находятся в конфликте почти с рождения дочки. Мама пыталась уйти от проблем в работу, а дочку с первого месяца от рождения растили няни, которые гуляли, кормили, одевали ребенка, но довольно мало общались, так как совмещали свои обязанности с ролью домработницы, а девочка проводила время в основном одна. Когда мы начали терапию, Аня (имя изменено) приходила в кабинет и сразу говорила: "Я буду водорослями", после чего замолкала надолго, ложилась на ковер и медленно качала руками, поднимая их немного вверх. Я была "зеркалом", повторяя ее движения, подчеркивая их основные характеристики. ("Зеркало" - одна из основных техник в танцевально-двигательной терапии, которая позволяет на глубоком телесном уровне настроиться на состояние человека и быть вместе с ним, полностью присутствуя в текущем моменте. Такое качество взаимоотношений называется кинестетической эмпатией). Сначала Аня делала вид, что ей все равно, что я присутствую в комнате, время от времени она лишь бросала быстрые взгляды и тут же отворачивалась. В конце встречи она вставала на ноги и молча уходила, не отвечая на вопросы. Временами, когда я чуть приближалась к ней, она отодвигалась, а иногда я чуть ближе подносила свои руки к ее рукам, и мы вместе покачивали их, как водоросли. Так прошло несколько встреч, а в конце пятой сессии она вдруг сказала: "Это то, как я хочу жить. Спасибо". На следующую сессию она пришла более энергичная, радостная и сказала: "А давай сегодня будем кошками". И мы всю сессию ползали на четвереньках и мяукали. Так прошло еще три встречи. На девятой встрече я предложила построить котятам домики. У каждой из нас появился свой домик, со своими границами, Мы могли ходить друг к другу в гости, спрашивая разрешения войти. Можно было сказать: "Нет" Это была очень важная работа по установлению своих границ и осознанию, что они есть. А на двенадцатую сессию мы превратились в хозяев, у которых живут эти котята. Аня встала на ноги и стала строить дом для себя и играть в то, как она гуляет с котенком. А потом она предложила объединить наши домики. За это время ситуация в школе изменилась. Аня стала общаться с другими детьми и с учителями, отвечать на вопросы. Если проследить динамику нашей работы, то можно предположить, что работа началась с восстановления доверия к миру еще в перинатальном периоде, о чем свидетельствуют образы воды и водорослей. Затем стадия от 0 до 1 года (формирование базового доверия к миру по Э.Эриксону), когда ребенок еще лежит на спинке или на животике и может совершать небольшие движения, получая информацию о мире через телесный опыт, невербальное общение с матерью, через то, как она его держит, отзеркаливает звуки, мимику, выражает свое отношение к ребенку. (Флейк-Хобсон К., Робиртсон Б.Е., Скин П.) А потом мы перешли к периоду ползания, ползали столько, сколько понадобилось для освоения пространства и исследования границ своих и внешнего мира. В данной работе Ане было важно получить невербальный опыт присутствия взрослого рядом, сначала здесь невозможно было работать словами, так как Аня молчала, отказывалась говорить, поэтому важно было помочь обрести ей собственную уверенность и доверие к миру взрослых на телесном уровне.

Индивидуальная работа с подростками в танцевально-двигательной терапии

Когда задают вопрос, а как можно применять танцевально-двигательную терапию в работе с подростками, важно уточнять, в какой работе - в группах иди индивидуально. Так как выбор техник сильно отличается, в связи с особенностями именно этого возраста.

К задачам возраста примерно с 12 до 15 лет относятся вопросы самоидентификации, коммуникации со сверстниками, с противоположным полом, со старшими, осознание и принятие эмоциональных и физических изменений. В группах подростков я применяю структурированные техники танцевально-двигательной терапии, так как один из главных вопросов, волнующих подростков, является: "Как я буду выглядеть в глазах моих сверстников, что обо мне подумают, не посмеются ли, если я покажу себя таким, какой (какая) я есть? И вообще, кто я сейчас?" Поэтому важно выбирать структурированные задания, упражнения, игры, лучше изобразить кого-то, чем предлагать спонтанно двигаться. Это возможно, если группа идет достаточно длительное время, что бывает не часто, и только тогда, когда в группе есть необходимый уровень доверия для спонтанной работы. А в индивидуальной работе подростки с большей готовностью работают и говорят о своих чувствах. Важной частью работы является осознание, где в теле локализуются разные эмоции и поиск движений, выражающих эти эмоции. Часто это не долгий спонтанный танец, как это бывает у детей, а скорее движение, возможно одно, где танцуют чаще руки. Именно с подростками эффективно работает синтез психодрамы и танцевально - двигательной терапии, так как им легче играть роли и выражать себя через них, говорить из ролей то, что они думают и чувствуют на самом деле, и находить двигательное выражение собственным эмоциям. Много индивидуальных работ с подростками посвящено интрапсихическим исследованиям собственных чувств. Довольно быстро виден эффект, так как именно в подростковом возрасте остро проявляются проблемы стеснительности, зажатости, неуверенности, что выражается в позах, осанке и походке. Поэтому двигательное высвобождение сдерживаемых эмоций позволяет телу распрямляться, дыханию освобождаться, способствуя, тем самым, процессу самопринятия.

В завершении, говоря об эффективности работы с семьями, детьми и подростками с применением методов танцевально-двигательной терапии, хотелось бы отметить, что существует еще множество других аспектов в рассмотрении этого вопроса, которые не удалось затронуть в данной статье, так как метод танцевально-двигательной терапии многогранен, может синтезироваться с другими методами терапии, и каждый терапевт уникален, привнося свою личность в работу. Еще раз хотелось бы отметить, что танцевально-двигательная терапия как метод позволяет найти ресурсы в собственном теле, научиться их выражать и создавать Свой Неповторимый Танец Жизни.

 

Примечания

1 Речь идет о курсе в рамках специализации по танцевально-двигательной терапии в Институте практической психологии и психоанализа. Москва.

Литература: 
  • Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы
  • самопринятия. Дипломная работа. М.: МГУ, 1997.
  • Бирюкова И.В., Бебик М.А. Методическое пособие по танцевально-двигательной терапии: Основные жизненные темы (Готовится к изданию), 2005.
  • Флейк-Хобсон К., Робиртсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.:"Центр общечеловеческих ценностей", 1993.