Специфика работы психолога в отделе реабилитации Московской службы психологической помощи населению

Год издания и номер журнала: 
2007, №3
Комментарий: Первоначально данная статья была представлена в качестве доклада на Конференции молодых специалистов «Работа психолога-консультанта в современном российском обществе, состоявшаяся 14-15 апреля 2007 года в Институте практической психологии и психоанализа.

После трагических событий в театральном комплексе на Дубровке («Норд-Ост») стало очевидным, что жители столицы нуждаются в доступной и бесплатной психологической помощи. 18 марта 2003 года Правительство Москвы вынесло постановление о создании Московской службы психологической помощи населению. Теракт в феврале 2004 года на станции метро Автозаводская, а также обрушение купола «Трансвальпарка» еще раз подтвердили актуальность решения Московского правительства. Специалисты Службы оказывали экстренную психологическую помощь людям на месте чрезвычайных событий, в дальнейшем пострадавшие и участники ликвидации последствий драматических событий, обратившиеся в Службу, могли пройти комплексную психологическую реабилитацию.

На данный момент Московская служба психологической помощи населению представляет собой развитую сеть, включающую в себя центр службы, который находиться рядом с метро «Текстильщики», а также филиалы, которые располагаются в Юго-Восточном, Южном, Юго-Западном, Западном, Северо-Западном, Северном, и Восточном административных округах. В этом году планируется открытие новых филиалов в Северо-Восточном административном округе и в Зеленограде. Кроме этого, с осени 2006 года работает круглосуточный телефон неотложной психологической помощи 051, по которому любой житель Москвы может получить консультацию.  Также есть услуга он-лайн консультирования. На сайте http://www.msph.ru/ работает Интернет-консультарий, где любой человек может задать вопрос или попросить о помощи.

Основные услуги, предоставляемые Московской службой психологической помощи населению:

1. Психологическое консультирование. В рамках данного вида деятельности оказывается психологическая помощь и поддержка по следующим направлениям:

  • семейное и супружеское консультирование (развод; изменение обстоятельств жизни; взаимное непонимание представителей разных поколений в семье; выбор спутника жизни и построение гармоничной семьи)
  • индивидуальное консультирование (консультирование в сложных жизненных ситуациях, перенесенных утратах, переживаниях, связанных с жизненным кризисом или трудностями в общении, содействие в саморазвитии и самосовершенствовании личности)
  • психокоррекция детско-родительских отношений (взаимоотношения с детьми, сложности в развитии и учебе детей, подростковые проблемы)
  • психологическое консультирование по вопросам построения карьеры и профессиональной ориентации

2. Психологическая диагностика, осуществляемая с помощью специальных компьютерных методик. В рамках диагностики можно определить:

  • личностные особенности
  • коммуникативные способности
  • структуру интеллекта
  • профориентацию

3. Групповые формы работы:

  • тренинги, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации
  • тренинги родительской эффективности
  • обучение основам саморегуляции
  • «женские тренинги», направленные на повышение уверенности в себе
  • клубные встречи по проблемам внутрисемейных взаимоотношений, детско-родительских отношений и личностного роста.

4. Экстренная психологическая помощь. Специалисты оказывают экстренную психологическую помощь лицам, находящимся в различных травматических кризисных состояниях (переживание утраты близких, травматическое состояние после перенесенного насилия).

5. И, наконец, последнее направление деятельности службы – это психологическая реабилитация. Комплексная реабилитация, проводимая в Московской службе психологической помощи населению, является одним из основных направлений деятельности службы. За три года работы отдела реабилитации психокоррекцию в этом отделе прошли более  чем 2000 клиентов.

Комплексная реабилитация проводится с целью нормализации психофизиологического состояния клиентов, снятия стресса, напряжения, хронической усталости и т.д. В зависимости от показаний специалистами отдела подбирается индивидуальный курс реабилитации, который может включать в себя следующие процедуры:

  • Вибромассаж, осуществляемый с помощью вибромассажных кресел, имеющих различные режимы работы.
  • Аудиовизуальная стимуляция, осуществляемая с помощью приборов Voyager, Mind eye’s.
  • Музыкотерапия.

Клиентами отдела реабилитации являются люди, обратившиеся в МСПП, прошедшие консультацию у психолога и имеющие определенные показания к реабилитации. Как наиболее часто встречающиеся можно отметить следующие проблемы наших клиентов: депрессивные и тревожные состояния, хроническая усталость, посттравматический синдром и пр.

Стандартный курс реабилитации составляет от 6 до 10 процедур длительностью 60 мин. Частота сеансов может варьироваться от 1 до 3 раз в неделю. Однако каждый курс реабилитации определяется индивидуально, в зависимости от состояния клиента. Как пример, можно привести следующий случай:

В октябре 2006 года в службу обратилась клиентка, 68 лет. Поводом к обращению послужила смерть сына, к которому клиентка была очень привязана. Ее состояние можно было охарактеризовать как крайне возбужденное, она постоянно плакала, не могла поверить в его смерть. Ей был предложен курс реабилитации, который включал Транскраниальную электростимуляцию, 4 раза в неделю, на протяжении месяца. По истечении данного срока состояние клиентки улучшилось, она стала более спокойна. Естественно, что его даже условно нельзя назвать «нормальным», поскольку она все еще переживала по поводу смерти сына. Однако она отмечала, что стала реже плакать, могла контролировать приступы плача, начала осознавать, что надо жить дальше, стала общаться с внуком, с которым не могла даже видеться сразу после смерти сына.

Комплексная реабилитация является эффективным способом работы с данной проблематикой. Однако необходимо отметить, что она не является заменой собственно психологической работы. Наибольший эффект достигается при совместной и параллельной работе психологов и сотрудников отдела реабилитации. Научно – практические разработки сотрудников МСПП, посвященные анализу случаев из практики, говорят о значительных улучшениях психоэмоционального состояния клиентов, которые достигаются именно при совместной работе психологов и сотрудников отдела реабилитации.   Как иллюстрацию этого утверждения хотелось бы привести анализ одного случая:

В сентябре 2005 года в Службу обратилась женщина 35 лет за психологической помощью по поводу своего состояния в связи со сложными семейными обстоятельствами. В ходе первичной консультации состояние клиентки было резко возбужденным, лабильным, речь сбивчивая, эмоциональная, громкая. Клиентка часто плакала, либо сдерживала слезы. Свое состояние и  переживания за последние два года  называла «большой душевной болью». Со слов клиентки она стала отмечать быстро прогрессирующее ухудшение общего состояния, которое выражалось в сильной астенизации, истощаемости, депрессивном состоянии.

Учитывая особенности поведения, реагирования и физиологические изменения, психологом  была рекомендована консультация специалиста отдела реабилитации. Индивидуальные консультации, проводимые сотрудниками отдела реабилитации, также имеют определенную специфику. Беседа, помимо выяснения запроса на работу и проблемы клиента, включает в себя определение показаний и противопоказаний к реабилитации. Составляется четкий курс реабилитационных мероприятий, а именно – какие процедуры будет включать в себя реабилитация, количество, продолжительность и периодичность сеансов.

Клиентке был назначен стандартный курс реабилитации, который проводился параллельно с работой психолога. До и после реабилитации оценивалась реактивная и личностная тревожность по методике Спилбергера.

Спустя две недели, после прохождения 5 сеансов психологической реабилитации состояние клиентки стало более уравновешенным. Она более четко излагала свою проблемную ситуацию, дифференцируя  при этом   субъективные затруднения и объективные трудности.  В ходе второй консультации состояние клиентки позволило осознанно рассматривать варианты разрешения проблемной ситуации.  Также работа специалиста была направлена на помощь клиентке в осознании  ресурсов и ее реальных возможностей.

Третья (последняя) консультация проходила через месяц после первого обращения женщины в Службу и завершения полного курса -10 сеансов.  Общее психофизическое состояние клиентки стабилизировалось. Она описывала его, как «чувство уверенности; твердости и легкости мысли, собранности, ощущение жизненной силы». Клиентка приняла для себя решение, каким образом она будет выстраивать свои отношения с мужем. «Эта четкость дает мне спокойствие», - сказала клиентка в конце работы.

Отмечалась положительная динамика и со стороны психофизического состояния ШРТ 56 снизилась до 33, ШЛТ с 62 до 51.

Этот случай иллюстрирует эффективность применение комплексной психологической и реабилитационной помощи.

Работа психолога в данном подразделении диктует и определенный минимум профессионально важных качеств, необходимых для эффективной работы. Это наличие как психологических навыков и умений в области психологического консультирования, так и минимум медицинских знаний и знаний в области клинической психологии. Однако, в связи с тем, что реабилитация проводиться именно в психологической службе, на первый план выходит психологическая специфика реабилитационных мероприятий. Наличие психологов в структуре отдела реабилитации позволяет взглянуть на проводимые мероприятия именно с психологической, а не только с медицинской точки зрения.

В частности, одной из принципиально важных психологических особенностей является самооценка клиентом своего состояния и эффективности реабилитации для решения его конкретной проблемы. Для выяснения психологического состояния клиентам предлагаются для заполнения методики самооценки тревожности Шихана, а также личностной и реактивной тревожности Спилбергера. Клиент заполняет их до и после прохождения курса реабилитации. Однако с недавнего времени помимо указанных выше методик клиенты по окончанию курса реабилитации заполняют так называемую «анкету обратной связи». Она включает в себя вопросы относительно эффективности реабилитации для самого клиента, а также дает возможность высказать критику и пожелания к реабилитационным мероприятиям. Ее текст следующий:

Уважаемый клиент отдела реабилитации! Ответив на предложенные вопросы, Вы поможете сделать нашу работу лучше.

I. Насколько оправдались Ваши ожидания: оцените по пятибалльной шкале 1 2 3 4 5, где 1 – совсем не оправдались, 5 – полностью оправдались. 
II. Насколько реабилитация помогла Вам? 
а) Совершенно не помогла 
б) Скорее не помогла, чем помогла 
в) Скорее помогла, чем не помогла 
г) Полностью помогла 
III. Что больше всего Вам понравилось в реабилитации? 
IV. Было ли что – то, что Вам не понравилось в реабилитации? 
V.  Ваши пожелания:….

Эта анкета позволяет получать непосредственную обратную связь о состоянии клиента, которую он дает сам, анализируя свое состояние. На наш взгляд, такой метод оценки состояния клиентов является крайне эффективным и необходимым дополнением к оценке с помощью методик Шихана и Спилбергера.

В заключении можно сделать вывод, что реабилитационные мероприятия являются эффективным способом коррекции и нормализации психофизиологического состояния клиентов, находящихся в состоянии стресса, хронической усталости, переживающих острое горе. Психологическая работа, которая ведется в рамках данного направления, является необходимым дополнением собственно реабилитационной работы и позволяет осуществлять комплексную помощь клиентам Московской службы психологической помощи.