Размышления о "Толковании сновидений" Фрейда

Год издания и номер журнала: 
2001, №3
Автор: 
Комментарий: Данный текст - это запись семинара Шелдона Роута, который был проведен в 2000 году в рамках программы по психоаналитической психотерапии, реализуемой Американской психоаналитической ассоциацией в Институте практической психологии и психоанализа.

Добрый день! Для меня большая честь и большое удовольствие быть здесь, но, к сожалению, я знаю только несколько слов по-русски. Поэтому я буду говорить по-английски. К счастью, у нас есть переводчик.

В этом году отмечается столетний юбилей публикации "Толкования сновидений" Фрейда. Думаю, важно вспомнить этот факт. И, поскольку в психоаналитических институтах всего мира это событие отмечалось, думаю, что и Москве стоит включиться в этот общий процесс и посвятить некоторое время этой дате. В то же самое время, мне сообщили, что центральная тема семинаров этого приезда проблема реконструкции в психоанализе. Поэтому я попытаюсь рассказать о влиянии этой книги на проблему реконструкции. Как я знаю, у вас был семинар с Гари Голдсмитом, на котором вы обсуждали случай Доры, поэтому я также хотел бы коснуться двух сновидений Доры. Первоначально, по замыслу Фрейда, история Доры входила в "Толкование сновидений", но в конечном итоге, Фрейд не включил ее в книгу, хотя изначально собирался это сделать.

"Толкование сновидений" - это самое большое достижение всей карьеры Фрейда. В 1932 г., в последнем предисловии 8-го издания он написал: "Эта работа содержит, даже с моими уже сегодняшними взглядами, самое ценное из всех моих открытий, которые мне повезло сделать". "Инсайт, такой как этот, упал на меня однажды в моей жизни" - писал он об этой книге. Первая публикация книги содержала 275 страниц, а последнее издание на английском языке содержит уже 700 страниц. Всю свою жизнь Фрейд писал добавления к этой работе. С остальными работами он так не поступал. Помимо "Толкования сновидений" он делал добавления лишь к работе "Три очерка по теории сексуальности". И, если вы прочтете все то количество предисловий, которое было написано к работе "Толкование сновидений", и посмотрите на даты - вы можете увидеть изменения, которые происходили в мышлении Фрейда на протяжении всей его жизни. Вы увидите, во что он продолжал верить, а от чего отказывался. В истории культуры очень мало таких работ, которые на протяжении 40-50 лет автор постоянно меняет и дополняет. Если кто-то прочтет первоначальный вариант книги, то станет более понятно, из каких внутренних побуждений и соображений Фрейд ее написал. В нем было 30 его собственных сновидений, но когда вышло 700-страничное издание, они растворились, доработанные и дополненные сотней сновидений других людей. Две главных темы, которые фигурировали в снах Фрейда, - это амбиции и смерть. В середине серии сновидений немного фигурировала тема сексуальности. Книга была написана под впечатлением от смерти отца. Первоначальный замысел книги состоял в описании собственных переживаний Фрейда по этому поводу. Мы знаем из исследований творческих людей, что великие художники, перед тем как создать что-то значительное, зачастую находились в депрессии. Таким образом, "Толкование сновидений", самая великая работа Фрейда, была частью его горя. Он упоминает об этом во многих местах. Он был под очень сильным впечатлением от того, что понял из своих сновидений. Сама по себе книга описывает базовую модель лечения. Он понял, что когда пациент находится где-то посередине между процессом фантазирования и сна - это оптимальное состояние для анализа. Тем самым снижается непрерывная связь с внешним миром и внутреннюю жизнь удается отделить от внешней. Когда закрывается дверь кабинета, остаются только терапевт и пациент. И терапевт старается свести к минимуму влияние собственной личности, чтобы снизить влияние внешней реальности. Даже если пациент не лежит на кушетке, а сидит, мы стараемся, чтобы свет был не слишком ярким, чтобы ничто не вмешивалось в терапевтический час, ничто не нарушало его состояние - также, как мы стараемся не мешать спящему человеку. Сеттинг психоанализа вытекает из идеи Фрейда о том, что необходимую информацию мы извлекаем из внутреннего и, в каком-то смысле, подобного сну процесса, в котором проявляется бессознательный материал.

Хочу отметить, что в первый год публикации этой книги было продано лишь 123 экземпляра. Через 8 лет было продано только 6 сотен экземпляров этой книги. Фрейд, конечно, страдал от того, что его книгу, в которой было много личного, так приняли, он чувствовал себя несчастным. Хотя в литературных и философских кругах "Толкование сновидений" было принята хорошо, в медицинских кругах его высмеяли за эту книгу.

Я хочу немного поговорить о той статье, которую хотел бы написать и которую, наверное, никогда не напишу. Эпиграфом книги является стих на латыни. Я никогда не сталкивался с тем, чтобы кто-нибудь обсуждал эту латинскую эпиграмму, но это очень важно, потому что Фрейд использовал ее в каждом издании этой книги. Это цитата из "Энеиды" Вергилия "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Интересно, что это выказывание женщины. Это говорит Юноны - супруга Юпитера. Она произносит эти слова, находясь в ярости. Эней - главный герой этой поэмы Вергилия, после того, как греки разрушили Трою, унес из горящего города своего отца на плечах. Потом он приехал в Карфаген и полюбил Дидону - царицу Карфагена. Она тоже полюбила его и он собирался жениться на ней. Но однажды утром он проснулся и сказал: "Я ухожу", потому что чувствовал, что его предназначение состоит в том, чтобы основать Рим. Тогда Дидона воззвала к Юноне, Юнона обратилась с просьбой к Юпитеру, но Юпитер не стал ничего делать. Тогда Юнона разозлилась и воскликнула: "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Аид бросился на флотилию кораблей Энея и разрушил их. Эней - единственный, кто выжил, пошел основывать Рим. Дидона покончила собой. Фрейд начинает свою самую выдающуюся работу с того, что цитирует высказывание женщины, которая находится в ярости от того, что Юпитер, амбициозный мужчина, не выполнил ее желание. Я постараюсь Вам показать, что в этом присутствует деструктивность против женщин. По какой-то причине Фрейд поставил эти слова в начале книги, в качестве эпиграфа. И где-то в конце книги, за 5 страниц до конца, он опять возвращается к этой цитате, вскоре после того, как завершает обсуждение сновидения о смерти своей матери. Из этого можно очень многое понять о конфликте самого Фрейда. Вся книга фактически о реконструкции, через свои сновидения он пытался реконструировать собственную жизнь, начиная с самого детства. Как я уже сказал, книга была мотивирована смертью отца. Вспомним об Энее, который выносит на спине своего умирающего отца и хоронит его. Тогда как раз истек год траура Фрейда по своему отцу. В этой маленькой цитате Фрейд как бы заключил все свои переживания по поводу смерти отца. Многое известно из его писем к Вильгельму Флиссу: он писал ему длинные письма каждый день, годами. Можно сказать, что Флисс был аналитиком Фрейда, он жил в Берлине и Фрейд писал ему почти каждый день. На протяжении всех этих лет он использовал Флисса как фигуру переноса. И в этих письмах, вскоре после того, как его осенила идея эдипова конфликта, ему пришло в голову использовать эту цитату.

В "Толковании сновидений" Фрейд использует метафору постепенного выведения читателя из леса на открытое пространство. Тогда очень многие вещи становятся понятными. В 1899 году, в работе "Покрывающие воспоминания", он написал: "Мы очень хорошо жили в провинциальном уголке: когда же мне было около 3 лет, нам пришлось уехать из этого места и переехать в большой город. Это были долгие и очень тяжелые годы, во время которых, как мне казалось, не случилось ничего такого, что стоило бы запомнить. В действительности, я никогда не чувствовал себя в городе хорошо. Сейчас я думаю, что никогда не был свободен от тоски по красивому лесу, который был возле нашего старого дома, в который я часто убегал от моего отца, даже еще до того, как научился ходить. Это одно из моих воспоминаний о ранних днях моей жизни". Какова здесь основная идея? Первая идея, что сновидение - это исполнение бессознательных желаний, и Фрейд настаивает на том, что обязательно инфантильного желания, либидозного по своей природе. В этой работе речь идет об экономике желаний и о том, что противостоит им. Он также пишет о том, что при отсутствии удовлетворения потребностей нарастает возбуждение психического аппарата, ощущаемое как неудовольствие, из чего проистекает стремлении к удовольствию, к повторению опыта, когда потребности находили удовлетворение. Аргентинский психоаналитик Гарма выразил эти идеи иначе, сказав, что любой сон является потенциальным ночным кошмаром. Потребность, желание является успокоительным средством организма от боли. Фрейд рассматривал людей скорее как избегающих чего-то, в первую очередь, боли, в то время как современные мыслители представляют себе человека стремящимся к чему-то.

В работе "Толкование сновидений" он дает самое лучшее свое описание "свободного ассоциирования". "Пациенты, которые должны были сообщать мне все их мысли и чувства, возникающие у них по поводу определенного вопроса, рассказывали мне свои сновидения и показывали мне тем самым, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь, которая от данной патологической идеи простирается в глубь воспоминаний. Для этого необходима, конечно, известная психическая подготовка пациента. От него требуются две вещи: увеличение внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которых он обычно производит отбор приходящих ему в голову мыслей. В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза; особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Необходимо сказать ему, чтобы успех психоанализа обусловлен тем... (Я хочу вам показать, насколько он давил на пациентов, он совершенно не сидел и не ждал, пока что-то произойдет. Он им говорил, что успех лечения зависит от принесенных сновидений), что пациент замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мыслей, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме".

Если тратить все время на то, чтобы интеллектуализировать, формулировать и обрабатывать материал, мы не получим информации от всех остальных частей нашего мозга. Когда надо написать статью или нарисовать что-то, иначе говоря создать что-то новое, вы расслабляетесь и ждете, пока внутри что-то произойдет. Это совершенно отлично от того, когда вы подсчитываете что-то в уме или учитесь водить машину, - это линейное мышление. Во сне же наступает периферическое осознание. Например, сейчас я говорю и вы стараетесь меня слушать, но в то же время ваше внимание привлекает чья-то кожа, чьи-то губы, чья-то одежда, - и все эта информация где-то откладывается. Но при этом думать-то вы стараетесь о том, что я говорю. А вечером, когда вы ляжете в постель, заснете, то все остальное - оно выплывет. И у себя в кабинете Фрейд хотел добиться от пациентов именно этого, чтобы люди могли сами увидеть то, что им мешает, то, о чем они сами не знают... Все это сказано в этой замечательной книжке. Думаю, что во всем психоанализе это самая замечательная и единственная в своем роде книга. Можно отнестись к ней как к творению ведьмы, как к какому-то адскому созданию. Но она наполнена его практикой каждодневной работы со сновидениями - как интерпретировать, как о них думать, как к ним относиться.

Я хочу сделать несколько замечаний. Он написал эту книгу в 1896 году; в 1925 году в очередном предисловии к ней он написал. "Было время, когда я считал очень трудным донести до читателей различия между манифестируемым и латентным содержанием сновидений... Теперь же многие аналитики упускают разницу между латентным содержанием сновидения и работой сновидений. По сути сновидения не являются ничем иным, кроме как определенной формой мышления, которая становится возможной благодаря состоянию сна. Работа сновидения создает форму сновидения, является объяснением его особой природы". Здесь он хочет сказать, что сновидения - это королевская дорога к бессознательному. Исследование и понимание сновидения - это попытка попасть в бессознательное, а не только в сам сон. Он хочет увидеть в сновидении то, что он называет "первичным процессом", или "низшие силы", что является противоположностью вторичного процесса, который можно соотнести с "высшими силами". Также он говорит о процессе конденсации, например, когда центральная фигура сновидения может выглядеть как человек А, говорить как человек В, вести себя как человек С, быть одетым как человек D, и т.д. Это очень высокая степень конденсации. Важной концепцией является смещение, когда чувства к одному человеку переживаются по отношению к другому человеку, что является основой переноса. То есть, понятие переноса первоначально возникло в результате его наблюдений над тем, что происходит в сне. Я хочу сейчас подчеркнуть и отметить то, насколько весь психоанализ вышел из первоначального понимания Фрейдом сновидений.

Я слишком медленно двигаюсь, сейчас перейду к своей второй идее. Я хотел бы поговорить о примере психоаналитического сна, - сновидении об инъекции Ирме. Помните? Это вторая глава, первое сновидение в книге. Это сновидение Фрейда.

"Большая зала - много гостей, которых мы принимаем. Среди них Ирма, которую я беру под руку, точно хочу ответить на ее письмо, упрекаю ее в том, что она не приняла моего "решения". Я говорю ей: "Если у тебя есть еще боли, то в этом виновата только ты сама". Она отвечает: "Если бы ты только знал, какие у меня боли теперь в горле, желудке и животе, мне все прямо стягивает. Я пугаюсь и смотрю на нее. У нее бледное, опухшее лицо. Мне приходит в голову, что я могу не заметить какого-нибудь органического заболевания. Я подвожу ее к окну, смотрю ей в горло. Она слегка противится как все женщины, у которых вставные зубы. Я думаю про себя, что ей ведь это не нужно. Рот открывается, я вижу справа большое белое пятно, а немного поотдаль странный нарост, похожий на носовую раковину; я вижу его сероватую кору. Я подзываю тотчас же доктора М., который повторяет обследование и подтверждает его... У доктора М. совершенно другой вид, чем обыкновенно. Он был очень бледен, хромает и почему-то без бороды... Мой друг Отто стоит теперь подле меня, а друг Леопольд исследует ее легкие и говорит: "У нее притупление слева внизу". Он указывает еще на инфильтрацию в левом плече (несмотря на одетое платье я тоже ощущаю ее, как и он)... М. говорит: "Несомненно, это инфекция. Но ничего, у нее будет дезинфекция и яд выделится... Он тоже сразу понимает, откуда эта инфекция. Друг Отто недавно, когда она почувствовала себя нездоровой, вспрыснул ей препарат пропила, пропилен... пропиленовую кислоту... триметиламин (формулу его я вижу ясно перед глазами)...Такой инъекции нельзя делать легкомысленно.. По всей вероятности, и шприц был не совсем чист".

Если прочесть анализ Фрейда, все происходящие события - это события последних нескольких недель. Несмотря на его идею, что анализ - это анализ детских неврозов, это сновидение касается его амбиций, потому что это - пациентка, с которой были проблемы, и мы не будем сейчас рассуждать, по каким причинам, так это займет слишком много времени. Он пытается здесь ругать всех: доктора М., Отто, всех остальных людей, которые были ответственны за эту пациентку и за возникшие у нее проблемы. Если какой-нибудь из ваших клиентов придет и скажет: "Я забрал женщину от всех, подвел ее к окну и стал исследовать ее рот", а особенно, если он добавит, что он всех друзей позвал, чтобы осмотреть ее рот, то у вас сразу возникнет масса идей. Ни одна из них не обсуждается в данном случае Фрейдом. Что значит смотреть в рот женщине для человека, который пытается понять бессознательное, сексуальность и оральность, - ни одна из этих тем не обсуждается. Но еще более интересно, что он ругает всех этих людей, потому что М. - это доктор Брейер, Отто и Леопольд - это тоже доктора, бывшие в течение не которого времени ассистентами Фрейда.

В это время Фрейд писал письма Флиссу, который был очень важен для него в тот период. А Флисс был хирургом-отоларингологом в Берлине. В это время Фрейд страдал от очень большого количества ипохондрических симптомов. У него был кардионевроз, а у Флисса были странные идеи относительно человеческих носов и их связи с сексуальностью. Фактически будучи психоаналитиком Фрейда, Флисс несколько раз приезжал и делал операции на носу Фрейда. У Фрейда тогда в качестве пациентки была Ирма, у которой не было никаких улучшений в связи с его лечением. Фрейд считал, что она дура. Вспомните также о случае Доры. У Фрейда иногда были проблемы в лечении женщин, ее он тоже считал дурой. Он попросил Флисса приехать из Берлина и прооперировать Ирму, потому что у нее были истерические симптомы. У нее было кровотечение из мочевого пузыря, а Фрейд считал, что у этого кровотечения истерическая природа. Флисс приехал и сделал ей операцию на носу, удалил ей что-то и ей стало плохо. Фрейд испугался, что она умрет. Флисс уехал назад в Берлин, а Фрейд нашел хирурга в Вене, чтобы тот взялся за ее лечение. Фрейд пришел с хирургом к ней домой, хирург осмотрел ее нос, также как Фрейд осматривал ее рот в сновидении. И они увидели огромный бинт, который Флисс забыл у нее в носу. Хирург извлек этот бинт, и тут же у нее началось кровотечение из носа. Фрейда вырвало и он выбежал из комнаты. Ирма все это видела: как его вырвало и как он выбежал из комнаты. Она страшно разозлилась на него. Тогда ее состояние было весьма плачевным, ей надо было срочно ложиться в больницу... Ни одной ассоциации с этими событиями! Фрейд идеализировал Флисса, который был ему нужен, чтобы продолжать свой собственный анализ. И что он делает в этом сновидении? Он защищает Флисса: "Это не тот доктор и не я, это другие плохие доктора". Здесь очень много агрессии и деструктивного отношения к женщине, также как в эпиграфе к "Толкованию сновидений". Книга начинается с чувства вины. Как мы видим, в этом сновидении много уровней.

Через год Фрейд переменил свое отношение к Флиссу и разочаровался в нем и никогда в жизни, до конца своих дней, больше с ним не разговаривал. То, что я хочу показать - это то, что в тот момент он очень в нем нуждался. Теоретически Фрейд говорит, что все сновидения надо низводить назад, к инфантильным конфликтам, а здесь вы видите, насколько он далек от собственного теоретического утверждения.

Я расскажу вам одну интересную историю, прежде чем расскажу о сновидениях Доры. Есть ли какие-либо вопросы?

Участник: Я где-то читал, что вещество, которое Фрейд увидел в горле в сновидении об Ирме, возникает при распаде спермы.

- Да, это компонент спермы. В этом сне присутствует очень сильный гомосексуальный компонент, потому что в нем как бы банда мужчин насилует женщину. Этот гомосексуальный компонент - часть его переноса на Флисса.

Я хочу показать, насколько важны сновидения, особенно, если они интерпретируются в ходе анализа. Судьба, должно быть, знала о том, что я еду в Россию проводить этот семинар, потому что неделю назад мне позвонила моя бывшая пациентка, которая закончила со мной работать 25 лет тому назад. Она захотела обсудить со мной сон. Она сказала: "Однажды в анализе мы обсуждали с Вами сновидение, и это было очень важно для меня". Она считала, что это был момент весьма важного переворота в ее жизни, а сейчас ей около 55 лет. И вдруг она поняла, что не может вспомнить, что я тогда ей говорил по поводу ее сна. И она даже не могла его вспомнить. Она спросила, помню ли я ее сновидение. А я помнил, потому что оно было очень интересным. Это было сновидение, которое впервые приснилось ей в детстве и на протяжении всей жизни у нее были его вариации. Что же я реконструировал из этого сна? Я хочу показать вам, насколько важна эта реконструкция, потому что в данном сновидении выражено то, что она искала на протяжении всей своей жизни. В первоначальном сновидении, она лежит в постели, вокруг нее три белых стены, вот здесь. И там такая лестница, на ступеньках которой стоит мужчина и красит стену в белый цвет. И она поначалу очень пугается, а он лишь водит кистью вверх и вниз. Потом она вдруг понимает, что она контролирует скорость, с которой он водит кистью. Даже более того, она понимает, что чувствует стена, что чувствует тот мужчина, который ее красит. Она начинает испытывать все чувства этого сновидения и получает от этого удовольствие. А в поздних вариациях сна ей очень трудно восстановить это чувство удовольствия. В доме, в котором они прожили первые 6 лет ее жизни, ее кровать стояла возле стены, за которой был кабинет, известного психоаналитика. Иногда пациенты ее отца проходили мимо ее двери, а иногда даже заходили к ней в комнату, садились на кровать и разговаривали с ней. И ей это страшно нравилось, это сильно возбуждало ее. Потом они переехали в Нью-Йорк, и тогда его офис был очень далекщ, она оставалась в течение всего дня с матерью. И вот тут начались проблемы. Во время анализа я ей сказал, что для маленькой девочки в этом сне была очень удивительная вещь и очень возбуждающая. Она неожиданно для себя обнаружила, что можно контролировать события своей жизни, так чтобы они ее не пугали. И она может получать от них удовольствие. Но, когда они переехали в Нью-Йорк, мать получила контроль над ней, она утратила эту способность. Очень интересно, что ее мать умерла год тому назад. И когда она мне позвонила, это была почти годовщина смерти матери. Я с ней обсуждал это в течение получаса по телефону, и она все вспомнила... Нам обоим было очень приятно, и мы оба чувствовали глубокое удовлетворение. Мысль, которую я хотел высказать - о том, что перенос никогда не умирает.

Участник: Это был перенос или его разрешение?

- Это все относительно. Если у пациента есть настоящий перенос, он никогда не умирает. Он всегда остается. Не важно, когда вы встретились с этим пациентом, даже годы спустя. Вы можете даже уже стать друзьями, но перенос все равно сохраняется. Если был настоящий перенос, он никогда не умирает.

Теперь очень коротко о сновидении Доры.

В случае Доры было 2 сновидения. Подумайте об этих двух снах как об одном. Фрейд не признал этого, но у Фрейда были проблемы с определенным типом женщин, что, по-видимому, и повлияло на его взгляды на женскую сексуальность. В первой части сновидения Доры ее отец говорит: "Выбегай из дома, дом горит". Он отвергает мать, говорит, что мать интересуют только украшения, забудь о ней. И отец выводит детей на улицу. Потом на 20 страницах Фрейд обсуждает этот материал. Дальше он обсуждает вторую часть сновидения, которое она принесла под конец лечения. Этот сон начинается на улице, там же, где оборвалось предыдущее. Теперь она идет искать свою мать. Она приходит в дом, обнаруживает, что матери там нет. Оказывается, что мать на кладбище, где только что умер ее отец. Она садится в комнате и ждет свою мать. Думаю, что на семинаре с доктором Хоффером вы обсуждали, что в этом проявилась ее тоска по материнству. Из этого сна понятно, как она хочет, чтобы Фрейд помог ей приблизиться к своей матери, но одна из трудностей состояла в том, что мать была слишком заинтересована в отце, также как фрау К. была слишком заинтересована в ее отце...

Участник: В двух сновидениях она не может видеться с двумя родителями сразу. Для нее это невыносимо.

- Потому что они оба заняты другими вещами, и оба ее игнорируют. Вы наверное касались того, что представляла собою Дора многие годы позднее? Последние годы она была очень несчастна в отношениях с мужчинами. Она вернулась к Фрейду для дальнейшей работы, но он отказался; он не почувствовал искренности в ее желании продолжать лечение. Я хочу, чтобы вы себе представили, что к вам возвращается кто-либо из ваших клиентов, а вы ему говорите: "А я не верю в искренность вашего желания продолжать анализ". Она дала ему очень много шансов себя лечить, а он от нее отвернулся. Он гораздо больше интересовался ее отцом, также как и ее мать больше интересовалась отцом. Он был приятелем ее отца. На протяжении лечения Доры он встречался и беседовал о ней с ее отцом; он также встречался с мужчиной, на которого она ему жаловалась. Как известно, она вышла замуж за музыканта, но была очень несчастлива в браке. Когда ей было 55 лет, она пришла в офис Феликса Дойча - психоаналитика, который когда-то был доктором Фрейда. Фрейд не любил его за то, что он в свое время скрыл от него диагноз, не сказал ему, что у него рак. Феликс Дойч описал ее как жалкую женщину. Мне кажется, что она не подходила для психоанализа. Возможно ей бы лучше помог роджерианский терапевт.

Последняя вещь, о которой я хочу вам рассказать. Фрейд смотрел в рот Ирме и увидел этот белый налет. Перед тем, как у него был обнаружен рак, у него тоже часто во рту был белый налет. Он любил курить 20 сигар в день, и в ту ночь, когда он увидел сон про Ирму, он всю ночь не спал и работал, курил всю ночь. Думаю, что его рот уже горел от пепла. В этом сновидении было такое телесное ощущение, что во рту что-то неприятное. Это сновидение было до того, как у него был диагностирован рак. В очень многих случаях определенное телесное ощущение неблагополучия впервые появляется во сне. И, когда люди просыпаются, они отвергают это, но сновидение это показывает.