Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях

Год издания и номер журнала: 
2010, №2
Перевод: В. Курманаевская

Юмор – один из наиболее здоровых и чрезвычайно мощных методов, помогающих взглянуть на перипетии жизни, и он часто используется в периоды кризиса. Однако во время кризиса юмор часто переживается и воспринимается индивидами, оказавшимися в кризисной ситуации, как нечуткость и даже обида. В чем же тогда отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации?

Нам известно, что в целом юмор, направленный на самого себя, хорошо принимается другими людьми. Когда мы являемся мишенью для собственного юмора, другие люди разделяют наш юмор, но при этом он им не угрожает и не задевает их. Юмор, направленный на ситуации, также обычно бывает оценен, поскольку он также не направлен на другого человека или группу людей. Юмор, направленный на других людей или группы людей, может оказывать пагубное воздействие и приниматься плохо, поскольку он часто используется для того, чтобы оскорбить или принизить другого человека.

Если юмор, направленный на ситуации, обычно безопасен, по какой причине тогда юмор в кризисных ситуациях может переживаться негативно людьми, переживающими кризис? Ответ мы находим  в психологии человеческой реакции на кризис. С точки зрения психологии, во время кризиса люди, находящиеся наиболее близко к кризисной ситуации, вероятно, интегрируют кризис в свое внутреннее эмоциональное состояние. По существу, они не способны отделить свое внутреннее эмоциональное Я от эмоционального опыта кризисной ситуации. С другой стороны, индивиды, находящиеся на некотором расстоянии от кризиса, с меньшей вероятностью будут испытывать это слияние Я и кризиса. Таким образом, тем, кто находится на некотором расстоянии от кризиса, юмор может помочь, потому что он расширяет перспективу и создает безопасную дистанцию от кризиса. Те же, кто погружен в кризис, воспринимают юмор в отношении кризиса как направленный на них самих и, таким образом, как нечуткость.

По мере того, как проходит время и кризис оказывается на некотором расстоянии, те, кто некогда были близки к кризису, могут получить от юмора помощь. Как часто мы можем слышать: «Тогда это было не смешно». Это было не смешно, потому что индивид был слишком близок к трудной ситуации. Позже, когда достигается некоторое расстояние, юмористический взгляд может быть принят и даже оценен.

Мы используем юмор в кризисных ситуациях для того, чтобы обрести перспективу и легче справляться с эмоциональным смятением. Индивид, погруженный в кризис, не способен на уровне эмоций различать чувства, относящиеся к кризису, и внутренние переживания, связанные с личной идентичностью. Индивид знает, на когнитивном уровне, что он/она  и кризис – это не одно и то же, но эмоционально индивид чувствует себя слитым с кризисом. Именно это эмоциональное слияние мешает способности индивида оценить юмор в кризисной ситуации. Индивиды, переживающие кризис на этом уровне, не осознают этого эмоционального смешения между их собственным эмоциональным состоянием (их индивидуальностью) и их эмоциональным состоянием, связанным с кризисом (ситуацией). Они, вероятно, не осознают свою повышенную чувствительность к юмору, направленному на кризисную ситуацию,  и поэтому нужно хорошо подумать, прежде чем шутить о кризисной ситуации с кем то, непосредственно переживающим кризис, поскольку юмор может быть воспринят как нападение или как нечуткость к тому положению, в котором находится человек.

Один из факторов, влияющих на чувствительность индивида к юмору, связанному с кризисной ситуацией – это дистанция. Опыт показывает, что чем больше расстояние между индивидом и кризисной ситуацией, тем с большей вероятностью юмор будет терапевтичен и не будет воспринят как нечуткость.

Дистанция от кризисного переживания может быть проксимальной, эмоциональной или временной.

Проксимальную дистанцию можно проиллюстрировать примером, когда человек находится на внешнем краю кризисной ситуации, но не погружен в нее. Индивиды, которые не находятся в «непосредственной близости» к кризису, будут более восприимчивы к юмору о кризисе. Например, люди, которые пережили землетрясение, но не пострадали от него сами и не потеряли свою собственность, или те, на ком не отразились последствия ущерба от землетрясения, будут более восприимчивы к юмору касательно землетрясения, чем те, кто потерял собственность, испытал серьезные неудобства или получил физические повреждения.

Эмоциональная дистанция может заключаться в том, как человек видит или каким смыслом наделяет  кризисную ситуацию. Эмоциональная реакция на всякую ситуацию будет больше обусловлена значением, которое индивид придает ситуации, чем самой ситуацией. Люди, переживащие кризис, часто испытывают боль, однако многим чрезмерное страдание причиняет тот смысл, которым они наделяют кризис. Например, два человека, потерявшие кров во время наводнения, могут реагировать на эту катастрофу по-разному, исходя из того значения, которое они ей придают. То есть, оба индивида будут рассматривать свою ситуацию как трудную и болезненную, однако, индивид, воспринимающий эту утрату как опустошительный непреходящий ущерб, будет менее восприимчив к юмору, чем тот, которому эта утрата представляется временной, и который видит в ней возможность изменения и, таким образом, роста.

Поэтому, используя юмор в кризисных ситуациях, важно помнить, что индивиды, пострадавшие от одного и того же (например, от стихийного бедствия), будут реагировать по-разному в зависимости от  смысла, которым каждый из них наделяет эмоциональное переживание кризиса. Один и тот же юмор о кризисе может быть полезен для одного индивида и вреден для другого.

По мере того, как индивид в кризисной ситуации получает новую информацию касательно воздействия кризиса на его/ее жизнь, он/она начинает менять тот смысл, который имеет для него/нее кризис. Прежние разрушительные  мысли сменяются более реалистичными. По мере продвижения этого процесса значение кризиса для индивида меняется, и таким образом меняется эмоциональное воздействие. По мере того, как ослабевает эмоциональное воздействие, индивид становится более восприимчив к юмору о кризисной ситуации.

Временную дистанцию иллюстрирует ход времени. Все мы знаем, что кризисные ситуации теряют свою силу по мере того, как они уходят в прошлое. Выражение «Время лечит все раны» иллюстрирует эту точку зрения.  По мере того, как кризис все более и более уходит в прошлое, его мощь ослабевает и индивид отделяет эмоции, связанные с кризисом, от своего внутреннего эмоционального состояния. 

Юмор помогает посмотреть на кризис со стороны и легче с ним справляться. 

Однако нужно очень осторожно выбирать время для юмора с теми, кто погружен в кризис. Мы должны быть чутки ко внутренней эмоциональной борьбе человека, с которым мы хотим вместе пошутить. 

Тем из нас, кто находится за пределами кризисной ситуации, юмор помогает внутренне сказать себе: «Слава Богу, что со мной этого не случилось». В то же время мы должны быть чутки к тем, с кем это случилось. Для тех, кто переживает кризис, юмор о кризисе может быть желанным отвлечением и облегчать стресс, или же он может отчуждать, вызывать враждебность и причинять человеку боль. Когда мы собираемся использовать юмор с теми, кто находится в кризисе, мы должны быть чуткими и стараться шутить о кризисе только тогда, когда мы полагаем, что человек, переживающий кризис, будет восприимчив к нашим юмористическим интервенциям. А в тех случаях, когда наш юмор воспринимается негативно, мы ответственны за то, чтобы чутко «восполнить» межличностный ущерб, который может быть в нанесен в результате. Один из способов восполнить ущерб – это внимательно слушать об огорчениях и страдании человека, переживающего кризис, и показывать ему/ей, что мы, конечно же, понимаем его или ее боль. 

В качестве заключения можно сказать, что юмор может быть как полезен, так и вреден в кризисной ситуации. Используя юмор, мы должны тонко чувствовать потенциальную пользу или вред нашего юмора. Мы также должны быть готовы к тому, чтобы восполнять любой эмоциональный ущерб, который может быть нанесен нашими попытками облегчить боль другого человека с помощью юмора.