Краткосрочная супружеская терапия объектных отношений

Год издания и номер журнала: 
2014, №3

Аннотация

В статье представлен метод краткосрочной психотерапевтической работы над разрешением хронического супружеского конфликта. Метод объединяет различные психоаналитические и когнитивно-бихевиоральные подходы. Пошаговое пятиступенчатое руководство ориентирует терапевта в работе, помогает в короткие сроки проработать интрапсихические конфликты обоих супругов и обучить партнёров взаимодействию на основе эмпатии.

Ключевые слова: краткосрочная психодинамическая терапия, супружеская терапия, объектные отношения, супружеский конфликт

 

Краткосрочная терапия объектных отношений (Donovan, 2003) – новый психодинамически-ориентированный метод работы с парой, созданный Джеймсом Донованом, который, с одной стороны, позволяет проработать связи между настоящим и прошлым, с другой, эффективен в короткие сроки. Главной терапевтической целью данной модели является разрешение актуального супружеского конфликта с помощью анализа его движущих сил, корни которых находятся в детстве каждого из супругов. Этот структурированный, метод супружеской терапии объединяет, казалось бы, несочетаемое: глубинный взгляд психоаналитической теории с проблемо-ориентированными техниками из разных направлений современной супружеской психотерапии. Теоретической основой подхода является положение теории Р. Фэйрбейрна о том, что вытесненный опыт составляют прежде всего объектные отношения, а не влечения и аффекты, и концепция Генри Дикса о бессознательном выборе партнера. «Ядро» метода составляет концепция Джилл и Дэвида Шарффов о взаимной супружеской проективной идентификации и ее роли в бессознательной жизни пары. В рамках данного подхода используется модель треугольника конфликта, заимствованная из краткосрочной психодинамическая терапии Дэвида Мэлана. Кроме того при описании методологии подхода автор ссылается на структурную семейную терапию Сальвадора Минухина и Майла Николса, а так же рекомендует использовать на заключительном этапе терапии техники когнитивно-поведенческой, нарративной и стратегической терапии.

Краткосрочная супружеская терапия объектных отношений предполагает, в первую очередь, индивидуальные изменения, однако прорабатываются лишь те грани личности супругов, которые проявляются в конфликте. Во вторую очередь, подход предполагает изменение взаимодействия супругов. Немало времени на сессиях уделяется обучению партнеров взаимодействию на основе эмпатии. Формирование устойчивых изменений в отношениях супругов занимает от 14 до 16 сессий.

Подход применим в психотерапевтической работе с парами, находящимися в хроническом конфликте, который раз за разом разворачивается по одному и тому же сценарию и рассчитан на людей, обладающих развитой способностью к рефлексии и мотивацией на сохранение отношений. Травматические события или абъюзы в прошлом супругов не являются противопоказанием к прохождению терапии, если Эго обоих партнеров в достаточной мере интегрировано. Кроме того, отмечает донаван, этот подход едва ли будет эффективен, если у кого-то из супругов имеется нарциссическое или пограничное расстройство личности.

Структура процесса терапии состоит из 5 этапов. Пошаговое руководство ориентирует терапевта в работе. Он гибко, но активно контролирует ход терапии. Первый этап работы посвящён изучению сценария конфликта, формированию рабочего альянса и занимает, по крайней мере, 2 сессии. На этом же этапе терапевт проводит диагностику психического состояния партнёров, оценивает, подходит ли метод для работы с данной парой, и составляет картину конфликта. Беседа проходит в свободной манере, терапевт наблюдает за взаимодействием пары, помогает сформулировать запрос супругов друг к другу. Он ищет ответы на вопросы: какие события предвещают начало ссоры? Кто чаще выступает инициатором? Какие чувства и в какой момент возникают у каждого из супругов? Кто что говорит и делает, чтобы разжечь огонь конфликта? В то же время терапевт обращает внимание на упоминание супругами эпизодов из детства, истории отношений с родителями и сиблингами. Он ищет взаимосвязи между прошлым и настоящим супругов, но пока еще не озвучивает свои гипотезы.

Рассмотрим модель на примере 52-х летней пары Андреа и Билла (Donovan, 2003). Она преподаватель социальных наук, он – консультант в сфере IT. На первой сессии Андреа со слезами на глазах рассказала, что Бил замкнулся в себе, почти не разговаривает с ней и не объясняет, что случилось. По мнению Билла, который на первой встрече держался отстраненно, Андреа не удовлетворяет его как партнер. Инициаторами ссоры поочередно выступают оба супруга. Билл жалуется, что Андреа недостаточно увлечена семейным проектом по реконструкции дома. Андреа, со своей стороны, выражает недовольство тем, что Бил уделяет слишком много внимания работе. Повод для разногласий никогда не меняется. Каждый воспринимает партнера как отвергающего. Оба считают, что не заслуживают обвинений, и рационализируют свое поведение. И Билл и Андреа страдают, поскольку ощущают противоречия как неразрешимые. Когда отчаянные попытки достучаться друг до друга исчерпывают себя, супруги отдаляются друг от друга - расходятся жить по разным комнатам. Намекая на то, что, возможно, отношения с Андреа никогда не смогут удовлетворить его потребности, Билл предлагает развестись. Отвергнутая Андреа остается наедине со своей паникой.

Этот паттерн повторялся каждые 3-4 месяца. С одной стороны, Билл и Андреа находятся в сложном хроническом конфликте. С другой, они постоянно разыгрывают один и тот же сценарий, а это позволяет терапевту быстро выделить фокус терапевтической работы.

Второй этап является важной подготовительной фазой данной терапевтической модели и занимает 2 сессии. Здесь делается акцент на ретроспективном исследовании взаимоотношений супругов со своими родителями и сиблингами. Перед парой и терапевтом встают вопросы: Какое влияние оказал ранний опыт объектных отношений на взаимодействие между супругами? В какой степени этот опыт определил бессознательный выбор партнера, который ограничивает возможности получения удовольствия от отношений и приводит к повторяющемуся, мучительному конфликту?

На основании полученной информации терапевт составляет фокальный треугольник, который складывается из трех «вершин»: 1) сценария конфликта, 2) индивидуальных особенности супругов, 3) истории родительских семей супругов (Рис. 1). 

 

Рис. 1.

 

Используя модель фокального треугольника, терапевт суммирует и структурирует сведения, которые супруги спонтанно озвучивают на первых двух встречах. Картина фокального треугольника проясняется по мере того, как терапевт и супруги проводят параллели между вершинами треугольника. Вероятно, супруги сталкивались с подобным конфликтом в родительской семье. Возможно, один или оба супруга идентифицировались со своими родителями и заимствовали у них определенные черты характера или особенности поведения, усиливающие конфликт. Например, родители Билла редко разговаривали с ним, в детстве он был лишен доверительных теплых отношений. От своего отца он унаследовал непоколебимое упрямство.

Хотя конфликт возникает во взаимодействии, его природа и источник индивидуальны. Супруги нападают не друг на друга, а, в первую очередь, на внутренние объекты, которые они спроецировали на партнера. Поэтому на 3 этапе терапевт сосредотачивается на анализе психологической динамики каждого супруга в отдельности и на проработке их внутренних объектных отношений. Для реализации этих задач Донован предлагает использовать модель треугольника конфликта Д. Мэлана, согласно которой у каждого человека есть скрытые желания и непереносимые чувства, которые потенциально могли бы способствовать психологическому росту и близости с другими. Однако он переживает вину по поводу своих желаний, и тревогу, что его желание никогда не осуществится. Когда тревога возрастает, человек автоматически начинает защищаться против нее. Чем яростнее он защищается, тем меньше остается надежды на осуществление желаемого и все глубже вытесняются непереносимые чувства. 

 

Рис.2

 

Стрелки снаружи треугольника обозначают направление психодинамической энергии. Стремление к осуществлению тайных желаний вызывает вину и тревогу (Т), вследствие чего мотивы подавляются при помощи защитного поведения (З). Чем яростнее человек защищается, тем меньше остается надежды на осуществление желаемого и все глубже вытесняются непереносимые чувства (НЧ). Скрытые желания и непереносимые чувства обычно спрятаны в бессознательном, тревога и защита представляют собой частично осознаваемый механизм, а связь между тревогой и защитой как правило прослеживается наиболее явно. 

 

Рис. 3

 

На рисунке 3 представлены треугольники конфликта Билла и Андреа Он страстно желает истинного понимания и одобрения (НЧ), но одновременно с этим страдает от хронической тревоги от того, что другие обесценят и отвергнут его (Т). Страх отвержения заставляет Билла замыкаться в себе и нападать на тех, кто, как ему кажется, не поддерживает его (З). Андреа, со своей стороны, желает получить заботу и одобрение за преданность и социальные успехи (НЧ). Но одновременно она опасается критики, которая вызывает чувство вины и потребность оправдываться (З) Как для Билла, так и для Андреа треугольник конфликта имеет связь с внутренними объектами: страх отвержения Билл унаследовал от своих дистантных родителей, страх Андреа вызван придирками со стороны критикующего отца. Чувствуя отвержение и непонимание со стороны жены, Билл замыкается в себе и атакует ее. Она паникует и отчаянно оправдывается. Билл не прощает ее, Андреа не может избавиться от чувства вины и горечи.

На 3 этапе терапии, который длится 5-6 сессий, терапевт исследует треугольники конфликта каждого супруга. По мере того, как проясняются связи между вершинами треугольников конфликта, оба супруга, являясь свидетелями этого процесса, начинают лучше понимать мотивы и тревоги партнера и более эмпатично относиться к чувствам друг друга. К этому моменту терапевт обладает достаточным количеством информации, чтобы приступить к фазе активных вмешательств и интерпретаций.

4-й этап терапии посвящен реконструкции треугольника конфликта. После того как партнёры узнали много о себе и своем альянсе с объектами из детства, они могут объединиться в работе над разрешением конфликта и отказаться от искаженного восприятия партнера. Начинается фаза активных терапевтических вмешательств (конфронтаций, интерпретаций), направленных на ослабление ригидных защит, так чтобы они перестали быть оружием в конфликте. Как только один из партнеров ослабляет свои защиты, другой так же идет ему навстречу. Они открыто обсуждают возможности получения удовлетворения неприемлемого желания (НЧ) в супружеских отношениях.

Вернемся к конфликту Билла и Андреа. Он отстраняется, критикует жену за невыполнение обязательств и отказывается признавать, что Андреа способна на сотрудничество. Очевидно, он злится, однако внешне демонстрирует лишь разочарование. Постепенно терапевт помогает ему принять гнев, осознать и выразить его. Хотя гнев проявляется первым, часто он маскирует другой аффект. Гнев Била скрывает тревогу, вызванную ощущением собственной уязвимости. Родители Билла не понимали, не поддерживали, отвергали его. Когда отец наказывал Билла, никто не приходил ему на помощь. Билл вырос замкнутым, цинично настроенным. За ширмой его защит находится сильная тревога, вызванная страхом наказания, в случае если тайные желания будут обнаружены. Неудивительно, что реакции Била на жену столь ригидны и неумолимы.

Тревога Андреа центрирована на ее отстраненном осуждающем отце. Она не может устоять перед жесткими внутренними объектами и проецирует их вовне. У нее сложилась репрезентация себя как виноватого и обиженного ребенка, умоляющего о прощении. Этот сценарий из детства она отыгрывает со своим мужем. Терапевт мягко конфронтирует ее чувства к идеализируемому отцу и подталкивает к пересмотру отношений с ним. Присутствие Билла и участие в этом диалоге приносит огромную пользу. Терапевт поощряет супругов озвучивать свои чувства и желания, их обоснованность и ценность. Бил становится более эмпатичным к внутреннему конфликту Андреа и признает, что его жена на самом деле не имеет цели обидеть его.

5-й этап терапии повещён проработке конфликта супругов и развитию способности разрешать его конструктивно. Конфликт повторяется до тех пор, пока треугольник конфликта остается неосознаваемым, и партнеры провоцируют друг друга играть определенную роль в своем треугольнике. Когда оба достигают инсайта и прорабатывают его, они приходят к осознанию своей роли в конфликте, а значит партнеры созрели для того, чтобы нести ответственность за отыгрывание своих детских паттернов и готовы отказаться от взаимных обвинений.

Как только один из партнеров ослабляет свои защиты, другой чаще всего идет ему навстречу, и они получают возможность изменить малоадаптивный паттерн их взаимодействия. Если раньше супруги обвиняли друг друга, теперь они пытаются предложить друг другу поддержку, чтобы вместе разрешить конфликт. Каждый из супругов обретает независимость от своего треугольника конфликта и возможность взаимодействовать на более зрелом уровне, не нападая и не обороняясь. Каждая пара разрабатывает свои уникальные стратегии преодоления конфликта. Некоторые пары откладывают разговор на проблемную тему до тех пор, пока оба не будут готовы. Другие придумывают кодовые слова, которые используют в момент приближения ссоры. По мере того как терапевт отмечает, что пара начинает самостоятельно разрешать конфликт, и видит, что партнеры начали брать на себя ответственность за свои действия, он начинает планировать окончание терапии. На данном этапе много внимания уделяется коучингу эмпатического слушания и подкреплению нового позитивного опыта взаимодействия супругов.

Выше рассмотрены этапы работы данной терапевтической модели: 1) исследование борьбы; 2) изучение фокального треугольника; 3) исследование треугольника конфликта; 3) реконструкция треугольника конфликта; 4) проработка конфликта, развитие способности разрешать конфликт.

На первых этапах терапевт занимается сбором информации для построения сценария конфликта и фокального треугольника, поэтому он, в некоторой степени, направляет ход беседы, позволяя при этом супругам выражаться спонтанно. Первые три этапа не идут последовательно друг за другом, а перекрываются и чередуются. На протяжении всего процесса терапевт периодически возвращается к анализу фокального треугольника, и в то же время продолжает проработку треугольников конфликта.

Данная модель является руководством для построения гипотезы и стратегии терапии, но важно помнить, что, как и в любой психодинамической терапии, базовой задачей данного подхода является создание на сессии принимающей атмосферы и поддерживающего взаимодействия с клиентами. 

Annotation

This article covers the short-term object relations couples therapy that effectively resolves chronicle marital conflict. The therapy includes different psychoanalytic and cognitive-behavioral approaches. Relying on 5-step model therapist explores inner object relations of both partners and coaches them to empathic interactions.

Key words: short-term psychodynamic therapy, marital therapy, object relations, marital conflict.

Литература: 
  • Donovan J.M. Short-term objects relations couples therapy. The five-step model. NY: Brunner-Routledge, 2003.