Кодекс этики и практики обучающих тренеров Британской ассоциации консультирования

Год издания и номер журнала: 
2000, №3
Перевод: О.Сульчинская

1. Статус настоящего Кодекса

1.1 Настоящий кодекс представляет собой версию Кодекса 1996 года, пересмотренную с учетом опыта членов БАК.

Структура Кодекса

Настоящий Кодекс содержит четыре раздела:

A. Кодекс этики для всех тренеров.

B. Основной кодекс практики для всех тренеров.

C. Дополнение для тренеров, обучающих консультированию.

D. Дополнение для тренеров, обучающих консультативным навыкам.

 

2. Введение

2.1 Цель настоящего Кодекса этики и практики - закрепить правила работы тренеров - членов БАК и информировать и защищать членов общества, обратившихся за обучением консультированию и консультативным навыкам, независимо от уровня и продолжительности программы обучения. Обучение связанным с консультированием навыкам включает обучение супервизии, групповой работе, навыкам межличностного общения и другие темы, использующие теорию и практику консультирования.

Разделы А и В адресованы всем тренерам. Раздел С содержит дополнение для тренеров, обучающих консультированию. Раздел D содержит дополнения для тренеров, обучающих консультативным навыкам.

2.2 Данный документ следует рассматривать в совокупности с остальными Кодексами практики и этики БАК и процедурами аккредитации в БАК.

2.3 Отношения между организацией-нанимателем обучающего тренера и проходящими обучение имеют большое значение. Настоящий Кодекс подтверждает принцип, согласно которому организации, являющиеся учредителями БАК, подчиняются существующим правилам всех кодексов БАК.

2.4 Этические нормы включают в себя такие ценности, как целостность, справедливость и уважение. Основные ценности консультирования и обучения находят выражение в антидискриминационной практике. Согласно настоящему Кодексу, члены БАК признают свою ответственность, в качестве обучающих тренеров, по отношению к обучающимся консультантам и их клиентам, по отношению к коллегам, настоящей Ассоциации и обществом в целом.

2.5 В настоящем Кодексе обучающими тренерами называются те, кто обучает консультированию и навыкам консультирования.

2.6 Тренеры должны понимать различия между обучением консультированию и консультативным навыкам. Они обязаны ознакомить обучаемых с этими различиями и сделать все возможное, чтобы они обучались по программе, соответствующей их запросу.

2.7 Методика обучения и методы оценки и аттестации должны логически согласовываться с теоретической основой программы (так, при обучении клиент-центрированному консультированию обучение, как правило, центрировано на обучающемся).

2.8 Обучение наиболее эффективно, когда работает двое или более обучающих тренеров. Тренеры и организация-заказчик должны стараться обеспечить это по мере возможности.

2.9 Численность группы должна соответствовать целям обучения и модели работы. При решении о количестве обучаемых должны учитываться цели обучения, методы аттестации и возможность уделять внимание каждому обучаемому. В случае, если непосредственная обратная связь между обучающим тренером и обучаемым является частью обучения, максимальное рекомендованное соотношение между обучающими и обучаемыми составляет 1:12.

 

А. Кодекс этики для всех обучающих тренеров

А.1 Ценности

Обучение и эксплуатация не совместимы. Обучение основано на таких ценностях, как целостность, справедливость и уважение. Обучающие тренеры несут равную этичесукую ответственность за свою работу независимо от того, является ли обучение платным или нет.

А.2 Анти-дискриминация

Обучающие тренеры должны осознавать свои предубеждения и стереотипы восприятия. Они должны также учитывать наличие предубеждений и стереотипов у обучаемых. Они должны обеспечить соблюдение принципа антидискриминации в ходе всего проводимого ими обучения.

А.3 Безопасность

Тренеры несут ответственность за обеспечение безопасности обучаемых и их клиентов в течение всего обучения.

А.4 Компетенция

Тренеры должны оценивать и совершенствовать свой профессионализм и действовать в пределах своей профессиональной компетенции.

А.5 Конфиденциальность

В самом начале обучения обучающие тренеры должны довести до сведения обучающихся, каковы границы конфиденциальности в ходе обучения.

А.6 Контракт

Сроки и условия предоставляемого обучения должны быть ясны обучающимся до начала обучения. Последующие изменения должны быть предварительно согласованы.

А.7 Границы

Тренеры должны установить необходимую границу между собой и обучаемыми и придерживаться ее таким образом, чтобы рабочие отношения не смешивались с дружбой и другими личными связями.

 

B. Основной кодекс практики для всех обучающих тренеров

В.1 Обязанности

Тренеры сознательно берут на себя задачу обучения консультированию и консультативным навыкам.

В.1.2 Тренеры обязаны соблюдать все принципы настоящего Кодекса этики и практики и всех действующих Кодексов БАК и в начале обучения ознакомить обучаемых с Кодексами этики и практики БАК.

В.1.3. Тренеры обязаны признавать ценность и достоинство обучаемых и относиться с должным уважением к проявлениям, обусловленным их происхождением, социальным положением, полом, возрастом, сексуальной ориентацией и физической недееспособностью. Тренеры также должны осознавать свои предубеждения и стереотипы восприятия и особенно внимательно следить за тем, как они могут влиять на процесс обучения.

В.1.4 Тренеры должны способствовать саморазвитию и самосознаванию обучаемых, с тем чтобы они научились интегрировать личные открытия и практику.

В.1.5 Тренеры должны ознакомить обучаемых с различиями между обучением, супервизией, терапией, консультированием и использованием консультативных навыков.

В.1.6 Тренеры ответственны за формирование существующих границ.

1.6.1 Во время обучения роли обучаемого и клиента должны различаться. В случае обнаружения болезненных личностных областей обучаемого, обучающий тренер должен предложить ему продолжить углубленную работу над ними с другим консультантом вне контекста обучения.

1.6.2 Те, кто консультирует обучающихся во время обучения, не должны иметь отношения к обучению, а также процедурам аттестации.

1.6.3 Тренеры должны следить за тем, чтобы личные или социальные контакты между ними и обучаемыми не оказывали неблагоприятного влияния на эффективность обучения.

В.1.7 Тренеры не могут принимать в качестве обучаемых тех, кто в настоящее время проходит у них консультирование как клиент. Проходившие обучение не должны становиться клиентами и бывшие клиенты не должны начинать обучение до тех пор, пока не пройдет необходимый для рефлексии период времени и не будет проведена консультация с супервизором.

В.1.8 Тренеры должны обеспечивать свои эмоциональные потребности за пределами обучающей работы и независимо от отношений с обучаемыми.

В.1.9 Тренеры не имеют права эксплуатировать обучающихся в финансовом, сексуальном или каким-либо другом отношении. Вступать в сексуальные контакты с обучаемыми считается неэтичным.

В.1.10 Тренеры должны позаботиться, чтобы было уделено должное внимание условиям, в которых обучаемые предположительно будут работать по окончании обучения.

В.1.11 В случае необходимости тренеры должны подготовить обучаемых к эффективной работе в существующем сеттинге.

В.1.12 Если частью обучения является работа с клиентами, обучающие тренеры несут ответственность за обеспечение и организацию соответствующей супервизии для обучаемых.

В.1.13 Приглашенные или замещающие тренеры принимают на себя ответственность за любые предшествующие и настоящие, профессиональные и личные отношения с каждым членом обучаемой группы.

В.1.14 Тренеры должны признавать личный жизненный опыт и индивидуальность обучаемых. Вызов их взглядам, позиции и представлениям должен делаться с уважением, в соответствии с установленными задачами обучения и являться примером хорошей практики.

В.1.15 Тренеры отвечают за то, чтобы обучаемые могли обсудить с ними любую потребность в индивидуальном консультировании и воздействие, которое оно может оказать на их работу как во время, так и после обучения.

В.1.16 Поведение обучающих тренеров в ходе обучения ни при каких условиях не должно подрывать доверия общества к их работе, работе других тренеров и БАК.

В.2 Профессионализм

В.2.1 Тренерам настоятельно рекомендуется по окончании их собственного обучения пройти по меньшей мере годичную практику в соответствующей области. Им следует взять на себя обязательство по дальнейшему профессиональному самосовершенствованию в качестве обучающих тренеров.

В.2.2 Тренеры должны следить за ходом своей работы и быть готовыми дать отчет обучающимся и коллегам о том, что и с какой целью они делают.

В.2.3 Тренеры должны проверять и определять границы своей профессиональной компетенции с помощью регулярной супервизии или консультаций.

В.2.4 Тренеры несут ответственность перед собой и обучаемыми за поддержание себя в рабочей форме, восстановление физических и душевных сил и за эффективность своей работы.

 

В.3 Конфиденциальность

В.3.1 Тренеры несут ответственность за заключение контракта о конфиденциальности, в которой оговаривается ответственность как тренера, так и обучающихся.

В.3.2 В начале обучения тренер должен сообщить обучающимся обо всех возможных обстоятельствах, при которых договоренность о конфиденциальности перестает действовать.

В.3.3 Тренер не имеет права раскрывать конфиденциальную информацию о проходящем обучение в настоящее время или проходившем в прошлом, без разрешения самого обучающегося, за исключением следующих случаев:

 

a. При обсуждении с теми, к кому тренер обращается за профессиональной поддержкой или супервизией. (Такое обсуждение, как правило, анонимно и супервизор следует правилу конфиденциальности).

b. Во избежание нанесения серьезного ущерба самому обучающемуся либо кому-нибудь другому.

c. Когда по закону требуется раскрытие конфиденциальности.

d. В ходе отбора, аттестации, рассмотрения жалоб и дисциплинарных процедур в порядке предотвращения или расследования нарушений этических норм обучающимися.

Если согласие на раскрытие конфиденциальной информации не было получено, обучающий тренер должен заранее предупредить обучающихся о том, что он собирается раскрыть конфиденциальную информацию.

В.3.4 Подробная информация об отдельных обучающихся или прошедших обучение может быть использована в публикациях или выступлениях только с разрешения обучающегося и с соблюдением анонимности. Если в ходе обучения обучающие тренеры приводят примеры из своей работы, эти примеры должны быть уважительными, краткими и анонимными.

В.3.5 Если тренеру необходимо обсудить обучаемых с коллегами, такое обсуждение должно носить профессиональный и целенаправленный характер.

В.3.6 В случае, если обучающий тренер считает, что другой тренер ведет себя не должным образом, и это нельзя исправить, обсудив с ним его поведение, следует подать жалобу в соответствующие инстанции, либо прибегнуть к процедуре подачи жалоб в БАК. В этой ситуации конфиденциальная информация может быть раскрыта лишь в той мере, в какой это необходимо для рассмотрения жалобы.

 

В.4 Административные вопросы обучения

В.4.1 До начала обучения обучающие тренеры должны подготовить основные сведения для будущих обучаемых, в письменной форме либо с использованием других средств коммуникации. Эти сведения включают следующее:

а. сведения об оплате обучения и других расходах, которые понадобятся в ходе обучения;

b. сведения о сроках и времени обучения;

с. сведения о вступительных процедурах, требованиях к поступающим и о том, каким образом принимается решение о поступлении;

d. основные сведения о содержании программы, ее философских и теоретических основах и о методах обучения;

е. сведения о квалификации обучающих тренеров;

f. сведения о супервизии и индивидуальном консультировании, которые обучающиеся должны пройти в ходе обучения;

g. сведения о практике или стажировке, включенных в обучение;

h. сведения об аттестации и методах оценки, используемых в ходе обучения и их следствиях;

В.4.2 Тренеры должны выяснить, является ли обучение добровольным или принудительным, и в случае необходимости привлечь внимание заказчика к тому факту, что добровольное обучение значительно эффективнее.

В.4.3 Тренеры должны следить, чтобы обучаемые получали регулярную обратную связь и регулярно оценивали свою работу самостоятельно и с помощью других участников группы.

В.4.4 Тренеры должны чутко улавливать проявления нетерпимости со стороны обучаемых и побуждать их к развитию сознательности и уважению различий в системах ценностей разных людей.

В.4.5 Тренеры должны предоставить обучаемым возможность обсудить и оценить полученный в ходе обучения опыт индивидуально и/или в группах по крайней мере один раз за время обучения.

В.4.6 Если тренеры обнаружат противоречия между своими обязательствами по отношению к обучаемым и обязательствами по отношению к организации-заказчику, они должны разъяснить как обучаемым, так и организации-заказчику, в чем заключается это противоречие, и постараться разрешить его.

В.4.7 В случае, если разногласие между тренером и обучаемым или между тренерами не может быть разрешено, тренер или, при необходимости, его руководитель должны проконсультироваться с независимым экспертом.

 

С. Дополнение для тренеров, обучающих консультированию

С.1 Обучающие тренеры должны позаботиться, чтобы

а. практический опыт консультирования во внешнем сеттинге входил, по возможности, в программу обучения,

b. консультативная практика обучающихся проходила в надлежащих условиях и особое внимание уделялось конфиденциальности, закрытости и супервизии.

D. Дополнение для тренеров, обучающих консультативным навыкам

D.1 Тренеры должны убедиться, что обучающиеся уяснили, в каких случаях и при каких условиях они будут использовать полученные консультативные навыки.

D.2 Тренерам надлежит убедиться, что обучаемые понимают, что использование консультативных навыков может привести к возникновению противоречия между различными обязательствами. Возможные противоречия должны быть обсуждены в ходе обучения и супервизии.

 

Политика равных возможностей

 

Британская Ассоциация консультирования (БАК) обязуется предоставить всем своим членам равные возможности вступления в любое из своих подразделений и участия в их работе. БАК с должным уважением относится к группам населения, имеющими особые характеристики, которые скрытым или явным образом могли бы воспрепятствовать их вступлению и полноправному участию в БАК. К числу таких характеристик могут относиться возраст, цвет кожи, убеждения, культура, физическая недееспособность, образование, этническая группа, пол, информированность, знания, возможность передвижения, деньги, национальность, раса, религия, сексуальная ориентация, социальное происхождение и положение.

БАК имеет целью проводить в жизнь это обязательство во всех сферах своей деятельности, включая услуги членам, вопросы ответственности нанимателей, набор добровольцев и работу с ними, установление условий работы, аттестацию, проверку и оценку выполнения правил и осуществление работы с жалобами. Это приобретает особую важность с учетом того, что БАК выступает как “голос консультирования” в мире.

БАК обеспечивает и поощряет проведение политики равных возможностей всеми ее членами.